НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ

Новые статьи раздела "Интересное"
 · Типы гробниц Долины Цариц в фиванском некрополе ( 8.7.18)
 · Страна Куш ( 24.5.18)
 · Египетские саркофаги от Раннего до конца Среднего царства ( 26.1.18)
 · ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАПИРУСЫ - КНИГИ ТОГО СВЕТА ( 26.1.18)

Новые статьи раздела "Открытия"
 · РАСКОПКИ В ЕГИПТЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА: ПО СЛЕДАМ СКИАПАРЕЛЛИ ( 8.7.18)
 · Открытие и начало изучения фиванской Долины Цариц ( 28.5.18)
 · Происхождение названия Долины Цариц в Фивах ( 28.5.18)
 · ЭРНЕСТО СКИАПАРЕЛЛИ И ИТАЛЬЯНСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ МИССИЯ В ДОЛИНЕ ЦАРИЦ ( 19.4.18)

Статистика



Отношение к животным в Древнем Египте
Отношение к животным в Древнем Египте (1)
Архитектура и строительство
Архитектура и строительство (1)
Армия в Древнем Египте
Армия в Древнем Египте (0)
Дети, педагогика и воспитание
Дети, педагогика и воспитание (0)
Династии фараонов Древнего Египта
Династии фараонов Древнего Египта (0)
Этнический состав и разделение
Этнический состав и разделение (0)
Гендерные вопросы в Древнем Египте
Гендерные вопросы в Древнем Египте (1)
Художественное искусство и цвет
Художественное искусство и цвет (0)
Спорт, игры и развлечения
Спорт, игры и развлечения (0)
Техника, технологии и изобретения
Техника, технологии и изобретения (2)
Ювелирное искусство Древнего Египта
Ювелирное искусство Древнего Египта (0)
Кухня и кулинария Древнего Египта
Кухня и кулинария Древнего Египта (0)
Культура, литература и эпос
Культура, литература и эпос (1)
Медицина в Древнем Египте
Медицина в Древнем Египте (2)
Музыка и танцы в Древнем Египте
Музыка и танцы в Древнем Египте (0)
Наука и образование в Древнем Египте
Наука и образование в Древнем Египте (0)
Письменность и язык Древнего Египта
Письменность и язык Древнего Египта (0)
Политика в Древнем Египте
Политика в Древнем Египте (0)
Праздники и торжества в Древнем Египте
Праздники и торжества в Древнем Египте (1)
Психология и верования Древних египтян
Психология и верования Древних египтян (0)
Путешествия и судоходство
Путешествия и судоходство (1)
Религия и культы Древнего Египта
Религия и культы Древнего Египта (0)
Одежда, обувь,предметы обихода и ремёсла
Одежда, обувь,предметы обихода и ремёсла (0)
Сельское хозяйство Древнего Египта
Сельское хозяйство Древнего Египта (0)
Семейные и социальные отношения
Семейные и социальные отношения (0)
Смерть и похороны
Смерть и похороны (1)
Общественное устройство и суды
Общественное устройство и суды (2)
Торговля, обмен и сфера услуг
Торговля, обмен и сфера услуг (2)
Транспорт и коммуникации
Транспорт и коммуникации (0)


Всего статей в разделе: 15

  

4.10.15 21:16 | КОРОНАЦИИ ХАТШЕПСУТ И ТУТМОСА ТРЕТЬЕГО. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИФА
Раздел: Праздники и торжества в Древнем Египте | Автор: admin | Рейтинг: 10.00 (1) Оценить | Хитов 1186
В статье рассматривается взаимосвязь между тремя видами царской коронации эпохи Хатшепсут и Тутмоса Ⅲ,  коронацией младшего соправителя, коронацией фараона после его воцарения и ритуалом коронации, входившим в состав различных древнеегипетских праздников. Проводится анализ коронационных текстов Хатшепсут и Тутмоса Ⅲ, декора и надписей заупокойного храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, Красной капеллы, Vlll пилона Карнакского храма и храма Ахмену Тутмоса Ⅲ. Поднимается вопрос о соотношении ритуала коронации с праздниками новолуния, Новым годом, Нехебкау, Опет и Долины.

Коронация фараона стоит в ряду важнейших царских ритуалов Древнего Египта, в число которых входили также воцарение правителя, праздники  царских побед, хеб-седы 1.  Однако  среди  египтологов  нет  единого  мнения  насчет  смыслового  и процессуального содержания коронации. Это связано, прежде всего, с проблемой трактовки термина ḫʿ-(y)-nsw («царское воссияние»), служившего для обозначения двух разных церемоний -восшествие на престол и коронации 2 . По-видимому, ритуал восшествия на престол проводился  в день смерти предшествующего  правителя 3,  а ритуал коронации -  примерно через 70 дней после восшествия на престол (предположительно  столько времени занимали обряды мумификации и погребения предшествующего фараона) 4 .
Начиная с эпохи Нового царства, дата вступления на престол являлась точкой отсчета года правления фараона (условно - «царского года») 5. Таким образом, начало «царского года» не совпадало с Новым годом по гражданскому календарю6, т.е. с 1-м днем 1-го месяца сезона Разлива (в условной формуле «Ⅰ 3ḫt 1»). В этой связи особый интерес представляет надпись Хатшепсут в ее храме в Дейр эль-Бахри, сообщающей о «воссиянии» царицы в день Нового года еще при жизни ее отца Тутмоса Ⅰ 7.    

После смерти Хатшепсут похожий текст был составлен и Тутмосом Ⅲ, пасынком и племянником царицы: в нем говорится о «воссиянии» Тутмоса Ⅲ при его отце Тутмосе Ⅱ во время одного из праздников в честь Амона-Ра 8. Учитывая, что Хатшепсут заняла престол, оттеснив на второй план законного наследника - своего соправителя Тутмоса III, - возникает вопрос о значении термина «воссияние» в названных текстах.

По мнению К. Зете и А. Гардинера, Хатшепсут, как соправительница Тутмоса III, отсчитывала год своего правления с «Ⅰ šmw 4», т.е. со дня восшествия на престол Тутмоса II 9. Об этом же говорил Д. Рэдфорд, утверждавший, что запись о «воссиянии» Хатшепсут при ее отце Тутмосе Ⅰ не отражает реального события, поскольку Хатшепсут не была законным наследником престола; по этой причине день Нового года нельзя принять за точку отсчета года правления царицы 10.

В. Барта показал, что в период со-правления двух фараонов, начало «царского года» определялось днем коронации младшего из соправителей 11 . А не днем его вступления на престол, как это было при единоличном правлении 12 . Следовательно, вышеназванные тексты представляют собой описание коронации Хатшепсут и Тутмоса Ⅲ как соправителей Тутмоса Ⅰ и Тутмоса Ⅱ соответственно. Причем в тексте Хатшепсут речь идет о коронации, не проводившейся в действительности (условно - мифическая коронация).

На взгляд Барты, коронацию младшего соправителя (условно обозначим ее - коронация-1) следует отличать от его последующей полноправной коронации (условно - коронации-2), происходившей после смерти предшествующего фараона 13 . Поскольку праздник коронации (Krönungfest) не имел четкой датировки в гражданском календаре, за его основу, как полагает Барта, следует принять дату коронации-1 14.

Исходя из анализа соотношения календарной даты коронации с астрономическими вычислениями, Барта приходит к выводу, что коронация младшего соправителя нередко приходилась на 2-й день лунного года (например, коронация Сенусерта Ⅰ, Аменхотепа Ⅱ, Рамсеса Ⅱ) 15, а в эпоху Среднего царства этот ритуал старались проводить«Ⅰ 3ḫt 1», то есть в день Нового года по гражданскому календарю 16 . Кроме того, в эпоху Нового царства коронация фараона могла быть привязана также к какому-нибудь празднику: например, коронация Аменхотепа Ⅱ, как соправителя Тутмоса Ⅲ, приходилась на праздник Хатхор («IV 3ḫt 1») 17, коронация Хоремхеба - на праздник Опет 18 .

В целом можно заметить, что время коронации-1 выбиралось произвольно, в отличие от коронации-2, привязанной ко дню смерти и погребения предшествующего правителя.
Притом тождество день коронации-1 = 2-й день лунного года справедливо для определенного года правления фараона и могло повториться лишь спустя несколько лет (когда 2-й день лунного года приходился на ту же календарную дату гражданского года) 19.

В таком случае закономерен вопрос: отмечался ли день коронации младшего соправителя в последующие годы, т.е. стал ли он праздником, и если да, то был ли этот праздник связан с лунным циклом?
С какими именно праздниками соотносились коронационные обряды и что представляла собой коронация фараона, проводившаяся во время некоторых религиозных праздников (условно - «праздничная коронация»), таких, как Опет 20 и Хебсед 21. Ответ на поставленные вопросы, возможно, дают памятники времени Хатшепсут и Тутмоса Ⅲ.

В оракуле Красной капеллы Хатшепсут в Карнаке 22 сообщается о коронационных обрядах, совершаемых во время торжества в честь Амона-Ра 23 . Изображение коронации Хатшепсут находится в Ⅶ регистре южной и северной стен капеллы (рис. 1 ) 24, на которых представлены сцены праздников Опет 25 и долины 26 . Вполне вероятно, указанные сцены коронации отображали коронацию, входившую в программу важнейших праздников Амона-Ра 27 . Однако неясно, какая именно коронация (коронация-1 или коронация-2) воспроизводилась во время этих праздников .
Как следует из надписей храма Амона-Ра в Карнаке, воцарение Тутмоса Ⅲ состоялось «Ⅰ šmw 4» 28. Значит, его коронация должна была проводиться примерно «Ⅲ šmw  14», т.е. через 70 дней после восшествия на престол.


В ряде календарных списков 10-е числа Ⅲ šmw были связаны с праздником «воссияния» (в данном случае - восшествия на престол) Аменхотепа Ⅰ 29. Таким образом, коронация-2 Тутмоса Ⅲ, скорее всего, не была приурочена к празднику в честь Амона-Ра. Неизвестно, проводила ли Хатшепсут свою коронацию-2 одновременно с Тутмосом Ⅲ - сохранились лишь свидетельства о ее воцарении в период между 2-м и 7-м годами правления Тутмоса Ⅲ 30 .

При этом заметим, что свой хеб-сед Хатшепсут справляла на 16-м году правления, вероятно, отсчитывая его от года мифической коронации, как от 1-го года единоличного правления З1 . Возможно, свою коронацию-1 Хатшепсут приравнивала к коронации-2, отмечавшей начало самостоятельного правления фараона.
Вопрос о полноправной коронации-2 царицы является спорным, поэтому попытаемся выяснить, какое значение имела для Хатшепсут и Тутмоса Ⅲ коронация-1 и соотносилась ли она с праздниками Амона.


  Читать далее » | Комментарии?



MenshovArticle 0.6.2 модуль создан по заказу сайта Арт Стекло

ПОИСК ПО САЙТУ

Вход на сайт
Ник

Пароль


Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!

Новые публикации
 · ВАВИЛОНСКИЕ ЛЕКАРИ 1 ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО н.э ( 24.5.18)
 · Зачатки искусства в Египте.Тинисское искусство. ( 21.5.18)
 · Саркофаги ⅩⅤⅠⅠ - ⅩⅩⅡ династий. ( 3.2.18)
 · Металлургия в Древнем Египте. Часть 2 ( 28.1.18)
 · ПОЛОЖЕНИЕ НЕЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ ( 8.1.18)
 · Культ кошек в Древнем Египте ( 6.2.17)
 · Храмовое строительство в эпоху ранней Республики в Древнем Риме. ( 15.5.16)
 · Особенности медицины и стоматологии в Древнем Египте. ( 25.4.16)
 · КОРОНАЦИИ ХАТШЕПСУТ И ТУТМОСА ТРЕТЬЕГО. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИФА ( 4.10.15)
 · ГРЕЧЕСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ИМПОРТ VI в. ДО н.э. В ГИЗЕ ( 29.8.15)
 · Металлургия в Древнем Египте. Часть 1 ( 21.8.15)
 · ТРАКТИРЫ (ТАВЕРНЫ) В ДРЕВНЕМ МИРЕ. Часть 2 ( 18.8.15)
 · СОБСТВЕННОСТЬ И ДОЛЖНОСТНОЕ ВЛАДЕНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. Часть 2 ( 14.8.15)
 · ТРАКТИРЫ (ТАВЕРНЫ) В ДРЕВНЕМ МИРЕ. Часть 1 ( 13.8.15)
 · СОБСТВЕННОСТЬ И ДОЛЖНОСТНОЕ ВЛАДЕНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. Часть 1 ( 10.8.15)