НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ

Новые статьи раздела "Интересное"
 · Типы гробниц Долины Цариц в фиванском некрополе ( 8.7.18)
 · Страна Куш ( 23.5.18)
 · Египетские саркофаги от Раннего до конца Среднего царства ( 26.1.18)
 · ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАПИРУСЫ - КНИГИ ТОГО СВЕТА ( 26.1.18)

Новые статьи раздела "Открытия"
 · Ай-Ханум - эллинистический мегаполис в сердце Афганистана ( 28.5.19)
 · РАСКОПКИ В ЕГИПТЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА: ПО СЛЕДАМ СКИАПАРЕЛЛИ ( 8.7.18)
 · Открытие и начало изучения фиванской Долины Цариц ( 28.5.18)
 · Происхождение названия Долины Цариц в Фивах ( 28.5.18)
 · ЭРНЕСТО СКИАПАРЕЛЛИ И ИТАЛЬЯНСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ МИССИЯ В ДОЛИНЕ ЦАРИЦ ( 18.4.18)

Статистика


Отношение к животным в Древнем Египте
Отношение к животным в Древнем Египте (1)
Архитектура и строительство
Архитектура и строительство (1)
Армия в Древнем Египте
Армия в Древнем Египте (0)
Дети, педагогика и воспитание
Дети, педагогика и воспитание (0)
Династии фараонов Древнего Египта
Династии фараонов Древнего Египта (0)
Этнический состав и разделение
Этнический состав и разделение (0)
Гендерные вопросы в Древнем Египте
Гендерные вопросы в Древнем Египте (1)
Художественное искусство и цвет
Художественное искусство и цвет (0)
Спорт, игры и развлечения
Спорт, игры и развлечения (0)
Техника, технологии и изобретения
Техника, технологии и изобретения (2)
Ювелирное искусство Древнего Египта
Ювелирное искусство Древнего Египта (0)
Кухня и кулинария Древнего Египта
Кухня и кулинария Древнего Египта (1)
Культура, литература и эпос
Культура, литература и эпос (1)
Медицина в Древнем Египте
Медицина в Древнем Египте (2)
Музыка и танцы в Древнем Египте
Музыка и танцы в Древнем Египте (0)
Наука и образование в Древнем Египте
Наука и образование в Древнем Египте (0)
Письменность и язык Древнего Египта
Письменность и язык Древнего Египта (0)
Политика в Древнем Египте
Политика в Древнем Египте (0)
Праздники и торжества в Древнем Египте
Праздники и торжества в Древнем Египте (1)
Психология и верования Древних египтян
Психология и верования Древних египтян (0)
Путешествия и судоходство
Путешествия и судоходство (1)
Религия и культы Древнего Египта
Религия и культы Древнего Египта (0)
Одежда, обувь,предметы обихода и ремёсла
Одежда, обувь,предметы обихода и ремёсла (0)
Сельское хозяйство Древнего Египта
Сельское хозяйство Древнего Египта (0)
Семейные и социальные отношения
Семейные и социальные отношения (0)
Смерть и похороны
Смерть и похороны (1)
Общественное устройство и суды
Общественное устройство и суды (2)
Торговля, обмен и сфера услуг
Торговля, обмен и сфера услуг (2)
Транспорт и коммуникации
Транспорт и коммуникации (0)


Всего статей в разделе: 16

  

21.8.15 19:00 | Металлургия в Древнем Египте. Часть 1
Раздел: Техника, технологии и изобретения | Автор: admin | Рейтинг: 10.00 (2) Оценить | Хитов 1425
Введение

Точная хронология и география первой практики металлургии по-прежнему имеет значение для обсуждения между археологами, историками и технологами. Ранние центры добычи и обработки металла уже идентифицированы, но детали их роста, развития и их влияние на другие регионы остаются неизвестными.
Развитие промыслов и ремесел, тесно связаны с социальной эволюцией: с процессом урегулирования перехода от методики сбора пищевых продуктов на оседлый образ жизни. То есть выращивание продуктов питания, обработку земли и создание орудий производства, одомашнивания животных и выращивание растений. Эти изменения сделали возможным поднятие социального статуса и прибавление в доходах для тех, кто талантлив в каких-либо специальных ремёслах, таких как обработка металла.
На Ближнем Востоке, процесс этого перехода к оседлому образу жизни, возможно, начался уже в начале 10000 г. до н.э.  В девятом и восьмом тысячелетий до н.э. сельские общины возникли в Tepe Ganj Dareh и Tepe Asiab в горах Zagros на юго-западе Ирана. Ранее сельскохозяйственные общины были также основаны в Леванте и на юге Анатолии.

Самые ранние признаки металлургии на Ближнем Востоке были найдены в Анатолии и Иране. Самородная медь использовалась для изготовления ювелирных изделий в Анатолии еще в 6500 году до нашей эры: Çayönü Tepesi и Catal Hüyük - это хорошо известны места, где были найдены предметы созданные путём обработки металла. Изделия из выплавляемой меди были найдены в этих областях, а также в Иране. В иранском поселении Tepe Sialk  были найдены древнйшие металлургические объекты, которые датируются приблизительно 5500 г. до н.э. – 5000 г. до н.э; а так же известны Tal i-Iblis, с артефактами датируемыми примерно от 5000 г. – 4500 г. до н.э., и Tepe Hissar, с изделиями из металла изготовленными  около 3500 г. до н.э.

Идеальные условия для процесса урегулирования и развития сельского хозяйства были найдены в междуречье Западной Азии. Обширные ирригационные системы там сделали возможным производство достаточно количества продовольствия, чтобы обеспечивать не только земледельцев, но и специалистов непищевого производства, таких как мастеров-ремесленников, священников, художников и торговцев. Начало зарождения городских цивилизаций началось в долине Нила, в долине Тигра и Евфрата и долине Инда – это были места для интенсивного производства продуктов питания, технического и промышленного развития (в том числе обработки металла) и внешней торговли, а также изобретения письменности.

Самой ранней из этих трех цивилизаций была шумерская, в долине Тигра и Евфрата в Месопотамии, где обширные города, такие как Ур, Урук и Ниппур (Ur, Uruk and Nippur ) возникли в период четвертого тысячелетия до нашей эры. Мастера, особенно шумерские кузнецы, изобрели и зафиксировали замечательные навыки обработки металла. А также такие методы, как неолитическая ковка, гибка, резка, шлифовка и полировка, шумерские кузнецы освоили выплавку металла из руды, отжиг, плавку и литьё металлов в формы. Вполне возможно, что ранние технологические разработки в Месопотамии происходили под влиянием иммигрантов из Анатолии и Ирана. Торговля сырьем или металлическими изделиями и контакты странствующих кузнецов из Анатолии и Ирана могли бы быть решающими факторами в независимом развитии месопотамской металлообрабатывающей промышленности.
Развитие металлургии в раннем Египте

Стадии эволюции, подобные отмеченным в Месопотамии, могут наблюдаться и в раннем Египте. Археологическое исследование в Нильской долине указывает, что процесс возникновения неолитических поселении имел место в течение шестого тысячелетия до н.э, как продемонстрировано артефактами, костями и различными видами зерна, найденнми во время раскопок на территориях Merimda в юго-западной Дельте, Tasa в Верхнем Египте и в бассейне реки Fayum.

Другое известное неолитическое поселение - Badari, которое находится к югу от современного города Асьют (Asyut ) в Среднем Египте. Хотя раскопки в Badari показали самые первые египетские металлические артефакты, обработка металлов не была распространена в этой фазе неолитического периода в Египте, и металлические объекты, найденные в Badari, должны быть признаны изолированными случаями изготовления медных бусинок, используемых в качестве объектов похорон. Металлическая обработка больше стала распространена во время энеолита культур Naqada I-III (названный в честь Верхнего египетского места, на котором они были сначала определены и классифицированы в относительно датированные фазы урегулирования от приблизительно 4000 г. до 3000 г. до н.э). Naqada расположен приблизительно 27 км (17 миль) к северу от современного Луксора. По имени этого места были названы три стадии культур возникшие в древнем Египте.

В период культуры Naqada I  (c. 4000 г.- 3500 г. до н.э), доказано, что было хорошо развито производство глиняной посуды и также каменно-обрабатывающая промышленность. На этот факт указывают найденные каменные сосуды-вазы, в обработке которых использовались металлические инструменты, но никаких доказательств металлического производства так и не были обнаружены.

В следующих Naqada II и III фазах (от приблизительно 3500 г. до 3050 г. до н.э) иностранное влияние вызвало поворотный момент в развитии раннего Египта. Культура Naqada II распространилась с  севера из города Hierakonpolis в Дельте Нила по всей Нильской долине.
Дальняя торговля возможно связывается с принесенными иммигрантами новыми технологиями и материалами в Прединастический Египет.
Керамика и каменные сосоуды были импортированы из Месопотамии, и разумно предположить, что рост египетской металлургии Прединастический период зародился под влиянием месопотамских технологий, поскольку более древняя традиция обработки металла была всё-таки зафиксирована в долине междуречья Тигра и Евфрата.

Нам, однако, очень мало известно, о техниках и используемых инструментах, применяемых древними металлургами долины Нила в производственных процессах и обработке металла. Наши знания о металлургии в этот ранний период основаны на научном анализе артефактов, которые указывают на то, что медное литье практиковалось еще в конце второго и в третьем культурных периодах Naqada (около 3300 г. до 3000 г. до нашей эры). Медные инструменты и оружие изготавливались простым литьём в открытую пресс-форму. Плавка, литьё и выплавка металлов из руд требовало развития более сложной гончарной промышленности, которая в будущем послужит в качестве основы для возникновения техники получения высоких температур с использованием древесного угля и разработке плавильных печей и плавильных тиглей.

С началом Династического периода в Египте примерно в 3050 г. до н. э. методы обработки металла непрерывно развиваются и совершенствуются. При централизации власти Египетской администрации и формировании культурного центра в королевской столице, были учреждены различные  гильдии по профессиям и ремеслам. Хотя Египет не является ни первым, ни наиболее важным центром металлургии в то время, но первые живописные и записанные источники информации по вопросам металлургического и слесарного ремесла приходят к нам из Египта – они зафиксированы на мастабе  из гробницы начала эпохи Древнего Царства. Первые сцены с рисунками металлообработки были найдены в Гизе на стенах гробницы королевы Meresankh Ⅲ (Mrs ʿnḫ)  жены фараона Khafre.

Подобное описание работы ремесленников, металлургов и кузнецов найдено в могилах чиновников во все периоды египетской истории. Иллюстрации и рисунки этих процессов зафиксированы в археологических источниках, включая и сами металлические артефакты. Всё это вместе служит основанием для нашего повествования о истории египетской обработки металлов.

  Читать далее » | Комментарии?

18.8.15 17:04 | ТРАКТИРЫ (ТАВЕРНЫ) В ДРЕВНЕМ МИРЕ. Часть 2
Раздел: Торговля, обмен и сфера услуг | Автор: admin | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 774
Наряду с трактирами при гостиницах в городах были широко распространены отдельные таверны (tabernae) и так называемые рорinа - заведения для посетителей разного paнгa15.
Нужно отметить, что в Риме, как и в греческих полисах, престижно было устраивать совместные обеды и пиры, особенно в конце республики и в период империи. Однако рост богатства у римской верхушки, добытого за счет ограбления провинций, приводил к расточительству и открытой демонстрации своего превосходства. Клиенты могли присутствовать на пирах, где не было никакого равенства, получали подачки от патронов, смиренно заворачивали в салфетки часть пищи, чтобы взять домой. Однако и в этом не было равенства - хозяин и клиенты часто ели разную еду.

Плиний Младший в одном из своих писем рассказывает об обеде, на котором хозяину и немногим из гостей подавались прекрасные кушанья, остальным же - плохие и в малом количестве (Ⅱ. 6).
Возможности ворваться с улицы на пир, как это описано в «Пире» Платона, в Риме не было. Плутарх в биографии Лукулла, полководца и легендарного богача Ⅰ в. до н.э., пишет, что Лукулл устраивал с тщеславной роскошью ежедневные пиры, на которых подавались не в меру хитро приготовленные· кушанья. Такие демонстрации противопоставляли богачей толпе и вызывали, по словам того же Плутарха, зависть у людей неимущих (Лукулл. XL).

Пиры римской знати отличались от традиционных пиров греков: Плутарх рассказывает, что Лукулл однажды угощал приезжих греков и те были смущены обилием и роскошью угощений (там же). Во времена империи расточительность продолжалась; выходцы из низов - разбогатевшие доносчики, вольноотпущенники – все стремились превзойти демонстрацией богатства представителей старой знати. Петроний в «Сатириконе» описывает роскошный пир некоего вольноотпущенника Тримальхиона, поражавшего гостей обилием и неожиданностью поданных кушаний: так, свинья, принесенная на огромном блюде, была нафарширована колбасками, вареный теленок был подан со шлемом на голове. Поглощая пищу, многие гости при этом смеялись над невежеством и претензиями Тримальхиона. Никакого единения на подобном пире быть не могло. Плиний Младший пишет в одном из писем о бывшем доносчике Регуле, составившем огромное состояние. По словам Плиния, к Регулу приходят множество людей, все его ненавидят, но толпятся у него, как у человека, которого (якобы) уважают и любят (IV. 2).

Однако большинство жителей империи не имели возможности толпиться у домов, подобных домам Регула или Тримальхиона. Если греки, собираясь вместе у кого-нибудь дома, пытались сохранить хотя бы внешние формы общения за столом, то роскошь новых имперских богачей, сознательно ими подчеркиваемая, разрушала древние традиции этого общения. Стремление встречаться с себе подобными, свойственное жителям античных городов, приводило к тому, что в римский период, наряду с объединениями ремесленников и почитателей того или иного культа, появляются союзы, где ритуал отсутствовал.
Эти союзы были самыми разнообразными: объединялись и устраивали собрания живущие на одной улице; известны союзы под названием «пирующие», «веселящиеся». Об этих союзах известно по оставленным ими надписям 16. Встречи членов таких союзов происходили в особые дни, когда устраивались общие празднества. Однако нужно иметь в виду, что далеко не все обитатели городов империи образовывали объединения.
Большинство населения не оставило нам надписей на камне, кроме отдельных надгробий, в том числе и таких, которые были поставлены «самому (самой) себе при жизни»17. В поисках лучшей доли люди переходили и переезжали из города в город, часто оставляя семьи. О переселенцах упоминают и христианские источники: в «Деяниях апостолов» (16. 14) говорится, что в македонском городе Филиппы апостола Павла и его спутников приютила торговавшая дорогими тканями переселенка из города Тиатиры.


  Читать далее » | Комментарии?

14.8.15 15:29 | СОБСТВЕННОСТЬ И ДОЛЖНОСТНОЕ ВЛАДЕНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. Часть 2
Раздел: Общественное устройство и суды | Автор: admin | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 661
Помимо гробниц, находившихся во владении работников, но принадлежавших царю, имелись и частнособственные гробницы. Одна такая гробница упоминается в перечне недвижимого имущества женщины tʾ-sʾkt, составленном во времена правления XX династии. Подобные гробницы должны были находиться на купленном или «ничейном» участке земли и должны были сооружаться в нерабочее время. Гробниц одиноких женщин должно было быть немало в некрополе, если уж о них считали нужным упоминать составители текстов общего характера .

Из целого ряда пометок в дневниках некрополя видно, что мастера сооружали свои гробницы в рабочие дни, но при этом они считались свободными от работы. Работа по строительству такой гробницы на протяжении правлений XIX—XX династий была уважительной причиной для неявки на работу над гробницей царя. Таким образом, над своей гробницей мастера ( = члены подразделения) трудились в то время, которое принадлежало царю, а не в выходные или праздничные дни. Именно по этой причине, а также потому, что гробница находилась на царской земле, и место для нее отводил управитель хозяйства столицы, а гробница, сооруженная самим мастером, становилась царской собственностью, а мастер — лишь ее владельцем.
Не следует, однако, думать, что мастер вообще мог распоряжаться рабочим временем по своему усмотрению. В доносе высшему сановнику на начальника подразделения Панеба содержится и «обвинение относительно того, что он велел людям подразделения высекать камень в разгар работ (над гробницей фараона) Сетойа (Ⅱ) Мернептаха. Они тащили его (камень) в его (Панеба) гробницу ежедневно».
Таким образом, преступным было, во-первых, то, что работа над личной гробницей производилась тогда, когда следовало делать гробницу царя, во-вторых, то, что гробницу в принудительном порядке сооружали мастера, а не сам владелец. Добровольная помощь родных и близких при сооружении гробницы работника допускалась. Но в принципе, очевидно, над ней можно было трудиться только не в ущерб царской гробнице и только самому будущему владельцу и пользователю.

В вину Панебу было поставлено и то, что «он унес орудия - ḫlw фараона, ж.н.з., (и) топор - ḳrḏn, чтобы работать в своей гробнице», причем один большой резец Панеб не только унес, но и сломал в своей гробнице 1. Стоило пройти слуху, что в доме одного из работников найдены медные орудия, которые хранил и не успел сдать управителю «белого дома» фараона его дед, как сначала арестовали владельца дома, а затем взяли в залог 12 его «рабов», чтобы гарантировать возврат этих орудий 2. Очевидно, при сооружении построек, входивших в состав совокупного должностного владения, запрещалось использовать орудия труда, принадлежавшие царю, и даже просто уносить их домой 3. Значит, гробница и, видимо, все другие постройки становились царской собственностью не потому, что их сооружали посредством царских орудий труда, а именно потому, что их строили в рабочее время, когда мастер был обязан работать на царя.

Постройка - ḫnw.

Как можно было увидеть из перечня частей совокупного должностного владения 4, постройка - ḫnw не тождественна хижине, гробнице - mʿhʿt 5 и дому - рr 6. Переводы слова ḫnw, к сожалению, не обоснованы 7.

Пожалуй, наиболее приемлемо толкование Як. Й. Янссена, критически рассмотревшего все прежние попытки объяснить значение этого слова и предложившего считать ḫnw чем-то вроде места отдыха 8.

Известно, что в ḫnw, находившемся возле хижины, могло находиться некое имущество 9, что египтянин мог подолгу располагаться не в жилище, а в ḫnw, и в этот благоприятный для воров момент его отсутствия дом и хижину могли обокрасть 10, что кладовую божества могли перепутать с ḫnw  работника некрополя 11. Во всяком случае, это была какая-то постройка, которую мастера тоже имели право делать в рабочее время 12.

Как видно из другого обращения к оракулу, в 4 году правления (Рамесеса IV) не допускалось, чтобы несколько лиц совместно пользовались отдельными частями совокупного должностного владения (тоже, вероятно, во избежание путаницы при отправлении обязанностей, налагаемых владением). Так например, член подразделения  ḳnnʾ , сын Сиуто 13, нашел разрушенный ḫnw члена подразделения Пахара, жившего задолго до него, и заново отстроил этот ḫnw для себя.

После этого пришел член подразделения Мисахме, сын mnnʾ и заявил, что «бог» (видимо, оракул) приказал ему поделить с ḳnnʾ  этот ḫnw 14, несмотря на то, что Мисахме не строил ḫnw вместе с ḳnnʾ  Тогда ḳnnʾ  сам обратился к оракулу и тот (через посредство писца [Хар]шире) ответил: «Дай ḫnw для ḳnnʾ его владельца (nb), назад. Он (ḫnw) — в качестве sḥnw фараона, ж. [н.з.], (и пусть) никакой человек не сотворит дележа его» 15.

Процедура оракула и на сей раз была проведена в присутствии носильщиков оракула, руководителей подразделения и всего состава подразделения в целом16.

 Очевидно, процедура введения в право владения требовала присутствия всего штата службы, в состав которой вводился владелец. Представление о том, что такое владение, уже достаточно оформилось в сознании египтян, поскольку и ḳnnʾи Мисахме понимали, что недостаточно затратить труд, чтобы ḫnw стал владением работника, не говоря уж о собственности. Нужно было пройти через авторизацию царем или царским оракулом права на владение.



  Читать далее » | Комментарии?

13.8.15 13:08 | ТРАКТИРЫ (ТАВЕРНЫ) В ДРЕВНЕМ МИРЕ. Часть 1
Раздел: Торговля, обмен и сфера услуг | Автор: admin | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 748
Tavern_in_ancient_EgyptОдной из самых насущных проблем древнего мира была пища. Мечтой людей, отраженной в фольклоре, было представление об изобилии земных плодов. Не только для бедных слоев населения, но и для более обеспеченных организация еды быта важна не только как сам процесс поедания пищи, но и как особый ритуал, с этим связанный. На древнем Ближнем Востоке, где существовали больше семейные общины, а связь между родственниками была достаточно прочной, семейные праздники, например, свадьбы - отмечались дома, куда приглашались многочисленные родственники. В домах зажиточных людей были большие комнаты для таких приемов. Кроме еды на празднествах подавали и самое распространенное питье - сикеру, род ячменного пива разной крепости.

Однако жесткость традиционных норм поведения не означала, что эти нормы соблюдались всеми жителями Междуречья. Были люди, которые не могли (или не хотели) участвовать в семейных застольях. Приезжие по торговым делам, местные жители, возможно, рабы стремились найти место, куда они могли зайти поесть и выпить. Уже в начале Ⅲ тыс. до н.э. в городах Месопотамии были особые питейные заведения – шинки (или таверны - как их предпочитает называть А. Goetze, хотя, мне кажется, этот термин не соответствует названию питейного заведения, которое существовало в Вавилонии)1

Одно из самых ранних и достаточно подробных упоминаний специальных заведений, где собирались люди и выпивали, содержится в Законах царя Хаммурапи. Правда, шинки существовали и раньше: во фрагментах законов города Эшнунны, захваченного и разрушенного Хаммурапи в 1750 г. до н.э., сказано, что тамкар (купец) и шинкарка не имеют права принимать от раба вещи и давать ему или несовершеннолетним детям что-либо в долг. Вероятно, шинки имелись и в других городах: поскольку торговцам необходимо было переезжать из города в город и предпринимать более далекие путешествия, существование шинков в Месопотамии кажется вполне естественным.

В четырех статьях «Законов Хаммурапи» упоминаются шинкарки и шинок (ст. 108-111). В первой из этих статей речь идет об обязательном приеме в качестве платы за сикеру зерна и о мошенничестве шинкарки при продаже сикеры за серебро. Серебро было в слитках, при оплате его рубили и взвешивали. Чтобы получить больше серебра, чем было принято, шинкарка взвешивала его более тяжелой, чем положено, гирей.
В случае уплаты зерном шинкарка могла обмерить покупателя. Все эти мошенничества считались преступлением. В статье сказано: «Эту шинкарку нужно изобличить и бросить ее в воду»2. Не вполне ясно, что означает в этом случае «бросить в воду» - утопить ее в канале? Может ли она выплыть? В статье 129 при назначении аналогичного наказания за прелюбодеяние жену-изменницу и ее любовника «должно связать и бросить в воду». В случае с шинкаркой нет слова «связать», но, может быть, оно подразумевалось? Наказание достаточно жестокое, оно приравнено к наказанию за воровство. В то же время само появление этой статьи говорит о том, что шинкарки действительно мошенничали - в «Законах Хаммурапи» рассматриваются только прецеденты.

  Читать далее » | Комментарии?



MenshovArticle 0.6.2 модуль создан по заказу сайта Арт Стекло

ПОИСК ПО САЙТУ

Вход на сайт
Ник

Пароль


Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!

Новые публикации
 · Сладкая выпечка из тигрового ореха (чуфы) - любимый десерт визиря времён Аменхотепа. ( 18.1.19)
 · ВАВИЛОНСКИЕ ЛЕКАРИ 1 ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО н.э ( 23.5.18)
 · Зачатки искусства в Египте.Тинисское искусство. ( 20.5.18)
 · Саркофаги ⅩⅤⅠⅠ - ⅩⅩⅡ династий. ( 3.2.18)
 · Металлургия в Древнем Египте. Часть 2 ( 28.1.18)
 · ПОЛОЖЕНИЕ НЕЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ ( 8.1.18)
 · Культ кошек в Древнем Египте ( 5.2.17)
 · Храмовое строительство в эпоху ранней Республики в Древнем Риме. ( 15.5.16)
 · Особенности медицины и стоматологии в Древнем Египте. ( 25.4.16)
 · КОРОНАЦИИ ХАТШЕПСУТ И ТУТМОСА ТРЕТЬЕГО. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИФА ( 4.10.15)
 · ГРЕЧЕСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ИМПОРТ VI в. ДО н.э. В ГИЗЕ ( 28.8.15)
 · Металлургия в Древнем Египте. Часть 1 ( 21.8.15)
 · ТРАКТИРЫ (ТАВЕРНЫ) В ДРЕВНЕМ МИРЕ. Часть 2 ( 18.8.15)
 · СОБСТВЕННОСТЬ И ДОЛЖНОСТНОЕ ВЛАДЕНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. Часть 2 ( 14.8.15)
 · ТРАКТИРЫ (ТАВЕРНЫ) В ДРЕВНЕМ МИРЕ. Часть 1 ( 13.8.15)