НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ

Новые статьи раздела "Интересное"
 · Типы гробниц Долины Цариц в фиванском некрополе ( 8.7.18)
 · Страна Куш ( 23.5.18)
 · Египетские саркофаги от Раннего до конца Среднего царства ( 26.1.18)
 · ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАПИРУСЫ - КНИГИ ТОГО СВЕТА ( 26.1.18)

Новые статьи раздела "Открытия"
 · РАСКОПКИ В ЕГИПТЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА: ПО СЛЕДАМ СКИАПАРЕЛЛИ ( 8.7.18)
 · Открытие и начало изучения фиванской Долины Цариц ( 28.5.18)
 · Происхождение названия Долины Цариц в Фивах ( 28.5.18)
 · ЭРНЕСТО СКИАПАРЕЛЛИ И ИТАЛЬЯНСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ МИССИЯ В ДОЛИНЕ ЦАРИЦ ( 18.4.18)

Статистика

4.10.15 20:16 | КОРОНАЦИИ ХАТШЕПСУТ И ТУТМОСА ТРЕТЬЕГО. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИФА
Раздел: Праздники и торжества в Древнем Египте | Автор: admin | Рейтинг: 10.00 (1) Оценить | Хитов 1227
В статье рассматривается взаимосвязь между тремя видами царской коронации эпохи Хатшепсут и Тутмоса Ⅲ,  коронацией младшего соправителя, коронацией фараона после его воцарения и ритуалом коронации, входившим в состав различных древнеегипетских праздников. Проводится анализ коронационных текстов Хатшепсут и Тутмоса Ⅲ, декора и надписей заупокойного храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, Красной капеллы, Vlll пилона Карнакского храма и храма Ахмену Тутмоса Ⅲ. Поднимается вопрос о соотношении ритуала коронации с праздниками новолуния, Новым годом, Нехебкау, Опет и Долины.

Коронация фараона стоит в ряду важнейших царских ритуалов Древнего Египта, в число которых входили также воцарение правителя, праздники  царских побед, хеб-седы 1.  Однако  среди  египтологов  нет  единого  мнения  насчет  смыслового  и процессуального содержания коронации. Это связано, прежде всего, с проблемой трактовки термина ḫʿ-(y)-nsw («царское воссияние»), служившего для обозначения двух разных церемоний -восшествие на престол и коронации 2 . По-видимому, ритуал восшествия на престол проводился  в день смерти предшествующего  правителя 3,  а ритуал коронации -  примерно через 70 дней после восшествия на престол (предположительно  столько времени занимали обряды мумификации и погребения предшествующего фараона) 4 .
Начиная с эпохи Нового царства, дата вступления на престол являлась точкой отсчета года правления фараона (условно - «царского года») 5. Таким образом, начало «царского года» не совпадало с Новым годом по гражданскому календарю6, т.е. с 1-м днем 1-го месяца сезона Разлива (в условной формуле «Ⅰ 3ḫt 1»). В этой связи особый интерес представляет надпись Хатшепсут в ее храме в Дейр эль-Бахри, сообщающей о «воссиянии» царицы в день Нового года еще при жизни ее отца Тутмоса Ⅰ 7.    

После смерти Хатшепсут похожий текст был составлен и Тутмосом Ⅲ, пасынком и племянником царицы: в нем говорится о «воссиянии» Тутмоса Ⅲ при его отце Тутмосе Ⅱ во время одного из праздников в честь Амона-Ра 8. Учитывая, что Хатшепсут заняла престол, оттеснив на второй план законного наследника - своего соправителя Тутмоса III, - возникает вопрос о значении термина «воссияние» в названных текстах.

По мнению К. Зете и А. Гардинера, Хатшепсут, как соправительница Тутмоса III, отсчитывала год своего правления с «Ⅰ šmw 4», т.е. со дня восшествия на престол Тутмоса II 9. Об этом же говорил Д. Рэдфорд, утверждавший, что запись о «воссиянии» Хатшепсут при ее отце Тутмосе Ⅰ не отражает реального события, поскольку Хатшепсут не была законным наследником престола; по этой причине день Нового года нельзя принять за точку отсчета года правления царицы 10.

В. Барта показал, что в период со-правления двух фараонов, начало «царского года» определялось днем коронации младшего из соправителей 11 . А не днем его вступления на престол, как это было при единоличном правлении 12 . Следовательно, вышеназванные тексты представляют собой описание коронации Хатшепсут и Тутмоса Ⅲ как соправителей Тутмоса Ⅰ и Тутмоса Ⅱ соответственно. Причем в тексте Хатшепсут речь идет о коронации, не проводившейся в действительности (условно - мифическая коронация).

На взгляд Барты, коронацию младшего соправителя (условно обозначим ее - коронация-1) следует отличать от его последующей полноправной коронации (условно - коронации-2), происходившей после смерти предшествующего фараона 13 . Поскольку праздник коронации (Krönungfest) не имел четкой датировки в гражданском календаре, за его основу, как полагает Барта, следует принять дату коронации-1 14.

Исходя из анализа соотношения календарной даты коронации с астрономическими вычислениями, Барта приходит к выводу, что коронация младшего соправителя нередко приходилась на 2-й день лунного года (например, коронация Сенусерта Ⅰ, Аменхотепа Ⅱ, Рамсеса Ⅱ) 15, а в эпоху Среднего царства этот ритуал старались проводить«Ⅰ 3ḫt 1», то есть в день Нового года по гражданскому календарю 16 . Кроме того, в эпоху Нового царства коронация фараона могла быть привязана также к какому-нибудь празднику: например, коронация Аменхотепа Ⅱ, как соправителя Тутмоса Ⅲ, приходилась на праздник Хатхор («IV 3ḫt 1») 17, коронация Хоремхеба - на праздник Опет 18 .

В целом можно заметить, что время коронации-1 выбиралось произвольно, в отличие от коронации-2, привязанной ко дню смерти и погребения предшествующего правителя.
Притом тождество день коронации-1 = 2-й день лунного года справедливо для определенного года правления фараона и могло повториться лишь спустя несколько лет (когда 2-й день лунного года приходился на ту же календарную дату гражданского года) 19.

В таком случае закономерен вопрос: отмечался ли день коронации младшего соправителя в последующие годы, т.е. стал ли он праздником, и если да, то был ли этот праздник связан с лунным циклом?
С какими именно праздниками соотносились коронационные обряды и что представляла собой коронация фараона, проводившаяся во время некоторых религиозных праздников (условно - «праздничная коронация»), таких, как Опет 20 и Хебсед 21. Ответ на поставленные вопросы, возможно, дают памятники времени Хатшепсут и Тутмоса Ⅲ.

В оракуле Красной капеллы Хатшепсут в Карнаке 22 сообщается о коронационных обрядах, совершаемых во время торжества в честь Амона-Ра 23 . Изображение коронации Хатшепсут находится в Ⅶ регистре южной и северной стен капеллы (рис. 1 ) 24, на которых представлены сцены праздников Опет 25 и долины 26 . Вполне вероятно, указанные сцены коронации отображали коронацию, входившую в программу важнейших праздников Амона-Ра 27 . Однако неясно, какая именно коронация (коронация-1 или коронация-2) воспроизводилась во время этих праздников .
Как следует из надписей храма Амона-Ра в Карнаке, воцарение Тутмоса Ⅲ состоялось «Ⅰ šmw 4» 28. Значит, его коронация должна была проводиться примерно «Ⅲ šmw  14», т.е. через 70 дней после восшествия на престол.


В ряде календарных списков 10-е числа Ⅲ šmw были связаны с праздником «воссияния» (в данном случае - восшествия на престол) Аменхотепа Ⅰ 29. Таким образом, коронация-2 Тутмоса Ⅲ, скорее всего, не была приурочена к празднику в честь Амона-Ра. Неизвестно, проводила ли Хатшепсут свою коронацию-2 одновременно с Тутмосом Ⅲ - сохранились лишь свидетельства о ее воцарении в период между 2-м и 7-м годами правления Тутмоса Ⅲ 30 .

При этом заметим, что свой хеб-сед Хатшепсут справляла на 16-м году правления, вероятно, отсчитывая его от года мифической коронации, как от 1-го года единоличного правления З1 . Возможно, свою коронацию-1 Хатшепсут приравнивала к коронации-2, отмечавшей начало самостоятельного правления фараона.
Вопрос о полноправной коронации-2 царицы является спорным, поэтому попытаемся выяснить, какое значение имела для Хатшепсут и Тутмоса Ⅲ коронация-1 и соотносилась ли она с праздниками Амона.




В коронационном тексте Тутмоса Ⅲ решение о передаче власти фараону провозглашает оракул Амона-Ра во время какого-то праздника этого бога (Urk. IV, 158.8). Видимо, коронация Хатшепсут как соправительницы Тутмоса Ⅰ также проходила при участии оракула; косвенное подтверждение тому - запись блока № 287 Красной капеллы, согласно которой в «год 2-й, Ⅱ prt 29, третий день праздника Амона» оракулы предсказали получение Хатшепсут власти над Египтом З2 . Чтобы выяснить связь между оракулом, царской коронацией
и праздниками Амона-Ра, следует обратиться к оформлению Ⅷ пилона, построенного Хатшепсут в Карнаке ЗЗ и служившего местом выхода праздничной процессии Опета из Карнака в Луксор (рис. 2).



Декор Ⅷ пилона, относящийся к эпохе Хатшепсут и Тутмоса Ⅲ, размещен в основном на северной стене пилона (т.е. на его внутренней стороне) З4, притом имя Тутмоса Ⅱ в картушах заменило впоследствии собой имя Хатшепсут, которая была представлена в рельефных сценах З5 . На стене восточного крыла (верхний регистр) изображена процессия жрецов, несущих барку Амона-Ра; этой композиции предшествует сцена («царского восхождения» 36 Хатшепсут к богине Хатхор, после чего царица предстает перед Амоном-Ра и богами Великой эннеады. В другой сцене (нижний регистр) Тутмос Ⅰ произносит благодарственную речь богам фиванской триады (Амону-Ра, Мут и Хонсу) за признание Хатшепсут законным правителем З7 .

На стене западного крыла (верхний регистр) представлены композиции, аналогичные сценам восточного крыла: процессия с баркой Амона-Ра, «царское восхождение» Хатшепсут в сопровождении Монту, сцена принятия царя богами и его коронация Амоном-Ра в присутствии богов Уретхекау, Хонсу и Тота, записывающего анналы на юбилейных тростях 38.

Таким образом, судя по этим изображениям, итогом праздничной процессии с баркой Амона-Ра было «царское восхождение» Хатшепсут к богам и коронация ее Амоном-Ра, подтверждающая законность коронации при ее отце Тутмосе Ⅰ.
На это указывает и текст речи бога к Хатшепсут над баркой (западное крыло, верхний регистр): «Установил /я/ для [тебя] царскую должность, царь Верхнего и Нижнего Египта [Маат-ка]-Ра, в год l-й установления [твоего воссияния]. Я отец [твой], [любима ты] /мной/; [восходит ко мне] Величество [Твое] в Дом Великий»

(smn.n.i/ n.[ṯ] sʿh[t]  [n] nsw nsw-bity [Mℨʿt-kℨ]-Rʿ m rn[pt] t[pt] n s[mnt]  [ḫʿ(у).ṯ] ink itf.[ṯ]  [mrr.ṯ.n]/.i/ [bs n.i]  ḥm.[t]  r pr-wr) 39.

Вероятно, данный текст имеет отношение к явлению того же оракула Амона-Ра из Красной капеллы, признающего легитимность коронации-1 и власть правящего фараона. Текст описания коронации-1 Хатшепсут имеет смысловую связь с праздниками Амона-Ра и, особенно, Опет, поскольку Ⅷ пилон располагался на пути следования праздничной процессии.
Скорее всего, рельефы Ⅷ пилона отражают не столько коронацию-1 Хатшепсут, сколько «праздничную коронацию», воспроизводившую коронацию-1 и имевшую место во время Опета или какого-либо другого праздника Амона-Ра.
Как говорилось ранее, коронационные рельефы Красной капеллы также, вероятно, имеют отношение к «праздничной коронации», упомянутой в тексте оракула святилища.
Этот текст почти дословно воспроизводится в храме Дейр эль~Бахри (верхняя терраса, северная часть) 40, где он вновь соотносится с праздниками Амона-Ра (Опет и праздник Долины), представленными на стенах террасы 41 . Композиции с изображением мифической коронации Хатшепсут (средняя терраса, северная часть ) 42 расположены практически под текстом оракула и залами солярного культа, посвященными Амону-Ра, Ра-Хорахте 43 .
По всей видимости, такое соотношение сцен средней и верхней террас несет в себе определенный смысл: мифическая коронация актуализируется в «праздничной коронации» во время праздников Амона-Ра.
Таким образом, анализ декора Ⅷ пилона, Красной капеллы и Дейр эль-Бахри показывает, что мифическая коронация Хатшепсут, вероятно, лежала в основе прогpаммы «праздничной коронации» и воспроизводилась в различных праздниках Амона (Опет и праздник Долины). Согласно календарному списку Рамсеса Ⅲ из храма Мединет Абу, праздник Долины отмечался в день новолуния 44, к которому, видимо, был привязан и праздник Опет 45.
Следовательно, обновление коронации-1, т.е. «праздничная коронация», было связано с праздником новолуния. Период новолуния считался днем возрождения покойного 46, ассоциировавшегося с Осирисом, а коронация нового правителя понималась как принятие Хором власти от своего воскресшего отца Осириса 47 , поэтому соотнесение коронации с новолунием оказывается вполне оправданным. С другой стороны, проведение обрядов коронации во время солярных праздников указывало также на преемственность царской власти от бога Ра.
Напомним, что речь пока идет о времени правления Хатшепсут; остается выяснить, насколько применимо сказанное в отношении Тутмоса Ⅲ.

***

Помимо праздника собственно царской коронации в Египте существовал праздник Нехебкау, имевший отношение к ритуалу коронации фараона; он отмечался «Ⅰ prt 1» 48 и в гpеко-римское время был заменен праздником Коронации Священного сокола 49. Поскольку сокол ассоциировался с Хором, воплощением которого считался царь, праздник коронации сокола носил царский характер – неслучайно «Ⅰ prt 1» в принципе считался лучшим временем для проведения коронационных обрядов и хеб-седа 50. Заметим, что праздник Нехебкау, как и коронация-1, имел выраженный пропагандистский характер: в ходе его происходило обновление коронации правящего фараона, получавшего атрибуты царской власти 51.

Отсюда другое появившееся в гpеко-римское время название «Ⅰ prt 1»  - «Новый год Хора» (wp-rnpt n Ḥr) 52.

В календарном списке Тутмоса Ⅲ из Карнакского храма Амона-Ра праздник Нехебкау стоит непосредственно после праздника восшествия на престол (Urk. IV, 177), т.е. на том месте, где, по логике, должен был стоять праздник коронации (табл. 1). В то же время ни в одном календаре Тутмоса Ⅲ не встречается упоминания о его празднике коронации. Видимо, Тутмосу Ⅲ важно было подчеркнуть свое уподобление Хору, что явственно прослеживается в его коронационном тексте, где Тутмос Ⅲ, в частности, называет себя «птенцом»Хором (Urk. IV, 157.3), сыном богов Исиды и Осириса. Это замечание позволяет говорить о наличии смысловой взаимосвязи между коронацией-1 Тутмоса Ⅲ и праздником Нехебкау, который соотносился с мифом о получении Хором власти от Осириса. Весьма вероятно, что при Тутмосе III праздник Нехебкау был своеобразным аналогом праздника коронации; его программа восходила к коронации-1 и носила подчеркнуто мифологический характер.



Как показал А. Гардинер, значение праздника Нехебкау состоит в том, что он проводился на следующий день после праздников в честь Осириса в месяц Хойак (т.е. «Ⅳℨḫt») 54.
В последний день этого месяца проходили обряды воскрешения Осириса, во время которого происходило воздвижение столба-джед. Следующий день, «Ⅰ prt 1»  , ассоциировался с Хором, получавшим власть от своего покойного отца. С другой стороны, этот день был связан с Нехебкау - богом-змеем, имя которого можно перевести как «Податель титулов» или «Объединитель Ка» (Хора и Осириса) 55. Из текстов пирамид следует, что Нехебкау был формой солнечного бога, перед ним и богом Ра объявлялось имя царя; он принимал покойного фараона в обитель богов, либо готовил ему пищу (Pyr. § 340b, 346а, 361а, 1708c-f).
Иначе говоря, Нехебкау принимал умершего фараона, ставшего Осирисом и погребенного, условно, 30-го дня Хойака, накануне коронации нового правителя 56. Стало быть, Нехебкау имел отношение к культу покойного фараона и праздник «Ⅰ prt 1»  носил заупокойный характер. В то же время, он способствовал укреплению власти фараона и в ряде текстов ассоциировался с Новым годом (Ⅰ ℨḫt 1) 57.

Сведения о характере празднования Нового года содержатся в календарных записях и храмовых рельефах греко-римского времени 58: в день «Ⅰ ℨḫt 1» совершался обряд ḫnm itn (<<единение с солнечным диском»), во время которого лучи солнца освящали, т.е. «соединялись» со статуей главных богов храма (в Дендере - Хатхор, в Эдфу - Хора) 59. В основе этого обряда лежало представление о рождении на рассвете бога Ра, который по окончании своего ночного путешествия посылает лучи на образ храмового бога, тем самым наделяя его жизнью 60.  Не случайно день Нового года был наиболее предпочтителен для коронации, по смыслу соотносившейся с обрядом «ḫnm itn»: получая освещение своей власти от Амона-Ра, царь соприкасался с оживляющим солнечным светом, исходящим из тела бога; при этом могло происходить обновление золотой субстанции тела фараона 61 . Кроме того, коронация младшего соправителя при старшем понималась, вероятно, как принятие Хором власти от Ра. Именно эта коронация, скорее всего, была особенно важна для фараона и потому вполне могла служить прообразом «праздничной коронации».

Коронация наследника, совершённая при жизни правящего фараона и по его доброй воле, заведомо приобретала легитимный характер - обстоятельство, имевшее первостепенное значение для утверждения позиции нового правителя. В то же время коронация-2 была в значительной степени лишена такой поддержки, поскольку проводилась она уже после смерти предшествующего правителя, можно сказать, независимо от его воли. По этой причине Хатшепсут, оттеснившая от власти законного наследника престола, Тутмоса Ⅲ, нуждалась в развернутом мифе о своей коронации при жизни Тутмоса Ⅰ и стремилась воспроизводить это событие во время проведения различных фиванских праздников.

Нельзя сказать определенно, был ли Тутмос Ⅲ коронован при жизни своего отца. Характерно, что создавая свои коронационные тексты Тутмос Ⅲ продолжал традицию Хатшепсут: помимо ранее упомянутой записи о коронации Амоном-Ра он оставил еще один текст сходного содержания, начертав его на стене карнакского Ⅶ пилона (Urk. IV, 178-181 ) 62, возведенного перед Ⅷ пилоном Хатшепсут. Таким образом, события коронации младшего соправителя вновь оказывались косвенным образом соотнесенными с праздничной процессией Опета.
Значит ли это, что коронация-1 Тутмоса Ⅲ, как и коронация-1 Хатшепсут, не была проведена на самом деле?

У. Мёрнейн полагал, что коронационные тексты Тутмоса Ⅲ отражали действительный факт его коронации при жизни отца; основанием чему служит следующая фраза из текста Ⅶ пилона: «Утвердили для меня царство Обеих Земель, троны Геба и службы Хепри r-gs отца моего (т.е. Тутмоса Ⅱ)» (Urk. IV, 180.11-12) 63, где составной предлог r-gs он переводит как «перед» (before) 64, понимая избрание Тутмоса Ⅲ на престол в «физическом присутствии» Тутмоса Ⅱ 65.
В таком случае некогда имевший место в реальности ритуал коронации Тутмоса Ⅲ как соправителя Тутмоса Ⅱ впоследствии приобрел выраженный мифологический характер, уподобившись коронационному тексту Хатшепсут.
С другой стороны, учитывая, что Тутмос Ⅲ был сыном побочной царской жены, Исиды, и рано лишился отца 66, есть основания сомневаться в его короновании при жизни Тутмоса Ⅱ. Возможно, не желая прерывать традицию соправления и чувствуя необходимость укрепления своей власти, Тутмос Ⅲ вслед за Хатшепсут создает коронационный миф, а в одном из календарных списков на «законное» место праздника коронации ставит праздник Нехебкау и тем самым соотносит свою власть с властью Хора.
Последнее обстоятельство наводит на мысль, что Тутмос Ⅲ вообще не отмечал отдельно праздник коронации, который бьш заменен «праздничной коронацией». То же самое можно отнести и к Хатшепсут, лишенной, скорее всего, коронации-1 и коронации-2 и потому не получившей основание для формирования своего праздника коронации. Таким образом, единственным способом для ежегодного подтверждения законности власти царицы было использование в фиванских праздниках ритуала коронации, который имитировал две другие коронации.

Проводя параллели между коронациями Хатшепсут и Тутмоса Ⅲ, следует в то же время учитывать их смысловые различия, обусловленные индивидуальными предпочтениями каждого правителя. Заметим, что коронационный миф Хатшепсут и основанный, вероятно, на нем ритуал «праздничной коронации» в значительной мере актуализировали солярный аспект фараона как сына Ра. Между тем в коронационном мифе Тутмоса Ⅲ более отчетливо прослеживаются мотивы осирического характера: обыгрывая имя своей матери, Исиды, фараон уподобляет себя «птенцу»-Хору, сыну богов Исиды и Осириса.
Обобщая сказанное, выделим основные принципы согласования коронации с некоторыми праздниками Древнего Египта. Итак, мифическая коронация Хатшепсут состоялась в день Нового года, а обновление этой коронации, видимо, было приурочено к праздникам Амона-Ра и дню новолуния.
Учитывая также смысловые связи между царской коронацией, праздником Нехебкау и Новым годом, можно предположить, что некоторые обряды двух последних праздников вошли в состав программы коронации.

Параллели между всеми названными праздниками хорошо про слеживаются в декоре храма Ахмену, выстроенного Тутмосом Ⅲ в Карнаке (рис. 2) 67. Известно, что закладка Ахмену произошла «Ⅱ prt  30», в день новолуния (Urk. IV, 836.1-2) 68, который стал, тем самым, храмовым праздником: не случайно некоторые праздники, представленные на стенах храма, имели связь с днем новолуния (хеб-сед 69, праздник Сокара 70).
С другой стороны, «Ⅱ prt  30» был еще и 10-ым днем «праздника Амона-Ра в Карнаке» (Urk. IV, 836.3), поэтому
праздники, изображенные в пространстве храма, оказываются также соотнесенными с солярным культом.

П. Барге, однако, полагал, что вся программа декоративного оформления Ахмену была посвящена исключительно обновлению царской коронации 71 . Основанием служат два обстоятельства:
1) в надписях северных помещений Зала праздников встречается упоминание о «праздновании в начале года» (ihhy n ḥℨt  rnpt), который Барге принимает за «Ⅰ ℨḫt 1»  (т.е. праздник Нехебкау), именовавшегося также «Новым годом Хора»72;
2) представленные в храме эпизоды праздников Сокара , Опет 74 (ошибочно - праздник Долины), обряда подношения даров предкам некрополя Буто 75 по своему характеру относились к ритуалу обновления коронации.
Между тем гипотеза Барге не учитывает возможности совмещения в одном храмовом пространстве сцен, имеющих отношение к совершенно разным праздникам. Подобное наблюдается, скажем, в храме Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, где в пределах верхней террасы размещены сцены Опета и праздника Долины.
В то же время такое замечание ни в коей мере не противоречит теории Барге о смысловом единстве упомянутых выше сцен, поскольку праздники Сокара, Нехебкау, Опет имели прямое отношение к царскому культу.

Обратим внимание еще на некоторые рельефные сцены в Ахмену: в северном коридоре храма представлена процессия музыкантов, жрецов, «пророков», несущих Амону-Ра и фараону царские статуи, вазы, цветы, факелы 76. Данные мотивы, как отмечает Барге, встречаются в ритуале коронации, празднике Долины, Нового года 77 . В целом северная область храма соотносится с солярным культом и Новым годом, поскольку здесь располагалось алтарное святилище, построенное по типу новогоднего святилища и посвященное культу солнечного бога Ра-Хорахте 78 (рис. 2).
К этой части храма примыкает восточная стена Зала праздников, на которой представлены фрагменты сцен праздника Опет (возвращение процессии из Луксора в Карнак) 79. Изображения участников праздника обращены в сторону алтарного святилища, которое, условно говоря, было конечной целью праздничной процессии.

Как показывают рельефы Красной капеллы, заключительным ритуалом Опета была, по-видимому, коронация фараона, проходившая в святилищах Юга (pr-wr) и Севера (pr-nsr) Карнака (рис. 1) 80. В таком случае, исходя из проведенной ранее взаимосвязи между ритуалом коронации, Новым годом и солярным культом, алтарное святилище Ахмену можно рассматривать как аналог места проведения коронации.

Таким образом, в определенном соположении помещений и рельефных композиций храма Ахмену прослеживается соотношение ритуала коронации и праздников солярного характера (Опет и Новый год). Кроме того, принимая во внимание особую важность праздника новолуния в Ахмену, мы вновь обнаруживаем, что коронация царя, равно как и праздник Нехебкау, имела связь с днем новолуния. Косвенным подтверждением тому является характер праздника Нехебкау, который ассоциировался с хеб-седом 81 - ритуалом, приуроченным к новолунию.
Подводя итог сказанному, отметим, что в период правления Хатшепсут и Тутмоса Ⅲ формирование ритуала «праздничной коронации» было обусловлено отсутствием программы праздника коронации, восходившего к ритуалу коронации младшего соправителя или коронации фараона как единоличного правителя.

Стремясь узаконить свое положение на престоле, Хатшепсут создала развернутый миф о своей коронации как младшего соправителя Тутмоса Ⅰ и заложила его в основу коронационных ритуалов, проводившихся во время фиванских праздников Амона-Ра. Эту традицию, по-видимому, продолжил Тутмос Ⅲ, вынужденный играть при Хатшепсут вторую роль и потому желавший после ее смерти создать собственный миф о коронации в качестве младшего соправителя своего отца, Тутмоса Ⅱ. Включение этого мифа в программу праздников, носивших одновременно солярный и заупокойный характер (Опет, праздник Долины), демонстрировало преемственность власти фараона от Амона-Ра, Осириса и царских предков и утверждало его статус законного правителя.




1 Altenmiiller 1977, 182-183. Хеб-сед (юбилей) - ритуал обновления сил и могущества фараона, отмечавшийся, как правило, в 30-й год его правления, и затем каждые следующие три года царствования (Матье 1956; Uphill 1965).
2  Подробнее см. Redford 1967, 8-27.
3  Gardiner  1945, 24.
4  Barta 1980, 37-38.
5  Gardiner 1945, 23; Redford 1967, 24-25.
6  Гражданский год - год, разделенный на три сезона (Разлив, Посев, Жатва - 3ḫt, prt и šmw  соответственно) по 4 месяца из 30 дней. К 12 таким месяцам египтяне добавили 5 дней, что в итоге давало 365-дневный календарный год (см. Parker 1950; Spalinger 1994; 1994а; Depmudt 1997).
7 Urk.IV, 216-234, 241-265. Перевод текста на рус. яз. И.А. Ладынина см. История Древнего Востока 2002, 61-69.
8 Urk. IV, 155-166. Перевод текста на рус. яз. И.А. Ладынина см. История Древнего Востока 2002, 69-72.
9 Sethe 1932,23; Gardiner 1945,26.
10 Redford 1967,21.
11 В этом вопросе В. Барта ссылается на запись Берлинского папируса № 15801-15803, где говорится о коронационных ритуалах Аменемхета Ⅲ в начале его соправления с Сенусертом Ⅲ (AIВ 1, 138 и 268).
12 Barta 1980, 38.
13 Barta 1980, 37-38.
14 Barta 1980, 38.
15 Barta 1980, 38-40. Согласно Текстам саркофагов, во 2-й день лунного года луна является «маленькой» (šr) (СТ II 324-325а), что объясняет выбор этого дня лунного года для проведения коронации младшего соправителя. Кроме тотго, в календарях Эдфу, Эсны и Дендеры, 2-й день лунного года обозначается как время рождения Хора, сына Исиды и Осириса (Edfou 1930, 352.14; Spalinger 1995, 34-35).
16 Барта говорит о шести случаях коронации наследника в Новый год, проводившихся на протяжении ХII династии: с эпохи Сенусерта Ⅰ до Аменемхета Ⅳ (Barta 1980,38).
17 Urk. IV, 1343.10; Schott 1950, 969; Barta 1980,48.
18 см. надпись статуи Хоремхеба из Туринского музея (Urk.IV, 2117.2-3; 2119.8-10; Gardiner 1953).
19 см. Barta 1979.
20 Bell 1997, 173.
21 Uphill 1965, 380.
22 РМ2 Ⅱ, 66-68. Вскоре после смерти Хатшепсут Красная капелла была демонтирована Тутмосом Ⅲ, построившим вместо нее новое «гранитное святилище» (рис . 2).
23 В тексте оракула, в частности, говорится: «Она (т.е. Хатшепсут) одевает знаки Ра, корона Верхнего Египта и корона Нижнего Египта соединяются на голове ее» (wṯs.s [ḫkr]w  Rʿ šmʿ-s mḥ-s ℨbḫ m tp.s) (Lacau, Chevrier 1977,116).
24 РМ2 11, 66-68; Lacau, Chevrier 1977, 235-256.
25 РМ2 11, 67.
26 РМ2 11, 66.
27 Миронова 2009 а, 130.
28 Urk. IV, 177.7; 180.15; 648.9.
29 Schott 1950, № 159-160.
30 Schott 1955,204,214-215; Hayes 1957,78-80; Tefnin 1973,232-242; Мurnanе 1977,33.
31 Как полагал Э. Хорнунг, свой хеб-сед Хатшепсут отсчитывала от года вступления на престол своего отца Тутмоса Ⅰ, рассматривая себя его соправительницей (Hornung 1974, 55).
У. Мёрнейн, однако, за точку отсчета ее хеб-седа принимал год смерти Тутмоса Ⅰ (Мurnanе 1981, 373). Вероятно, следует принять промежуточный вариант: Хатшепсут отсчитывала юбилей от последних лет правления Тутмоса Ⅰ, к которым она приурочила свою мифическую коронацию, приобретавшей тем самым статус законной, что настойчиво пыталась внушить Хатшепсут своим подданным.

32 Lacau, Chevrier 1977,96, fig. 15, 133-135; Murnane 1977,33; Dorrnan 200.5,56. Указанная дата, по-видимому, имеет отношение ко времени правления одного из предшественников Хатшепсут –Тутмоса Ⅰ или Тутмоса Ⅱ (см. Dorrnan 1988,22-28; 2005, 56, 68, n. 119).
33 РМ2 Ⅱ, 174, рlan XIV; Urk. IV,281.
34 РМ2 Ⅱ, 174-175. Цветные фотографии рельефов Ⅷ пилона см. на авторском сайте К. Лезера (к. Leser):
35 Urk. IV, 266; Martinez 1993,66.
36 Сцены, определяемые как «царское восхождение» (bs-nsw), представляли фараона, нanравляющегося к богу для освящения и обновления своей власти. Такого рода действие имело место, в том числе, во время коронации фараона, празднования его хеб-седа (см., например, рельефы Красной капеллы со сценой «царского восхождения» Хатшепсут в святилища pr-wr и pr-nsr для проведения обряда коронации (блок 172); рельефы наоса из Пифома времени Рамсеса Ⅱ, где представлена сцена «царского восхождения во дворец великий» (bs-nsw r  ḥt-ʿℨt) и следующие за этим сцены царского хеб-седа [Myšliwiec 1978, fig. 2]).
37 РМ2 Ⅱ, 174 (517); Urk. IV,270-274.
38 РМ2 Ⅱ, 174 (519); Martinez 1993, 69-70.
39 Urk. IV, 281.4-8.
40 РМ2 Ⅱ, 356 (77), plan XXXV; Naville 1908, рl. CLXVI-CLXVII.
41 РМ2 Ⅱ, 357-358, plan XXXV; Naville 1906, рl. CXXII-CXXVI.
42 РМ2 Ⅱ, 347-348; Naville 1898, 1-2, рl. LVI.
РМ2 Ⅱ, 362-363, рlan :ХХХ
VI [4].
44  Medinet Habu 1934, рl.142, соl. 135; Schott 1950, № 150.
45  Миронова 2008, 144-147.
46 Wallin 2002,75-76.
47 Fairman 1958, 80-81.
48 Schott 1950, N2 82-84, 86; Вarta 1982, 389; Spalinger 1990,289-290.
49  Alliot 1948,208-219; Fairman 1954, 189-192.
50 Spalinger 1990, 289-291. В упомянутом ранее календарном списке из Мединет Абу «Ⅰ prt» обозначен как «день Нехебкау, праздник воссияния царя Верхнего и Нижнего Египта Усер-маатРа-мери-Амон (т.е. Рамсеса Ⅲ) (Medinet Habu 1934, рl. 162, соl. 1191).
51  Gardiner 1955,28.
52  Edfou 1930, 351. 3-4.
53 В данной таблице опущены перечисления видов хлебов, указанных в календарном списке, и приводится их общее количество.
54 Gardiner 1906, 139.
55  Shorter 1935,41; Sethe 1936,42; Kees 1956,293; Frankfort 1958, 104.
56 Frankfort 1958, 104.
57 P. Cairo JE 86637, rt 1, 2; Chassinat 1952, 142.8-13; Spalinger 1994.
58 см. рельефы и надписи храмов Дендеры (Mariette 1871-1873; Chassinat 1952), Эдфу (Alliot
1954).
59 Подробнее о церемониях Нового года см. Fairman 1954, 183-189; Daumas 1982; Cauville 1995,
60-67.
60 Daumas 1982;  467-470; Cauville 1995,61.
61 Берлев 1979,53. О смысловой связи ритуала коронации и новогоднего обряда ḫnm itn применительно к эпохе Тутмоса Ⅲ см. Миронова 2009.
62 РМ2 Ⅱ, 169-170, plan XIV.
63 Murnane 1977, 117.
64 В этом вопросе Мёрнейн ссылается на Гардинера (Gardiner 1957,134).
65 Murnane 1977, 117.
66 Э. Венте и Дж. Харрис установили, что Тутмос Ⅲвзошел на престол в возрасте 2-13 лет (Wente, Напis, 1992, 11); по мнению Ю. фон Бекерата, Тутмосу Ⅲ тогда было всего 5 или 6 лет (Beckerath 1994, 112).
67 РМ2 Ⅱ, 110 (335-336), рlan Ⅻ Carlotti 2001.
68 Закладка храма состоялась на 24-м году правления Тутмоса Ⅲ (Urk. IV, 836.2; Barguet 1962,
296-297).
69 Матье 1996, 107, 122; Parker 1950, 80, n. 23.
70 Праздник Сокара был частью осирических праздников месяца Хойак и отмечался 26 числа
(Medinet Habu 1934, рl. 160, соl. 1023; Schott 1950, 971; Gaballa, Кitchen 1969,45-71; Daurnas 1975,
958-959). Сокар считался, в том числе, формой Осириса, проходившеro в продолжение праздников
этапы возрождения после убийства своим братом Сетом; время воскрешения Осириса-Сокара ассоциировалось с периодом растущей луны (Parker 1950, 60; Graindorge 1992; Graindorge-Hereil 1994,
211,397-398).
71 Barguet 1962, 294-295.
72 Barguet 1962,179,294.
73 РМ2 Ⅱ, 115-118, рlan Ⅻ [2].
74 РМ2 Ⅱ, 110 (335-336).
75 РМ2 Ⅱ, 124 (439).
76 Barguet 1962, 181.
77 Barguet 1962, 182, п. 1.
78 РМ2 Ⅱ, 122, room ⅩⅩⅩⅤ; Barguet 1962,203-204. По своему устройству (платформа с лестницей и наклонными стенами) алтарное святнлище Ахмену относится к постройкам гелиопольского типа и напоминает святилища птолемеевских храмов, предназначенные для проведения новогодних торжеств (Kees 1949,427-442; Barguet 1962, 288, 291; Daumas 1982,471).
79 РМ2 Ⅱ, 110 (335-336); Pecoil 2000, рl. 80.
80 РМ2 Ⅱ,  67-68.
81 Parker 1950,61-62; SpaIinger 1990,289,291.

 

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  

Родственные ссылки
» Другие статьи раздела Праздники и торжества в Древнем Египте
» Эта статья от пользователя admin

5 cамых читаемых статей из раздела Праздники и торжества в Древнем Египте:
» КОРОНАЦИИ ХАТШЕПСУТ И ТУТМОСА ТРЕТЬЕГО. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИФА

5 последних статей раздела Праздники и торжества в Древнем Египте:
» КОРОНАЦИИ ХАТШЕПСУТ И ТУТМОСА ТРЕТЬЕГО. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИФА

¤ Перевести статью в страницу для печати
¤ Послать эту cтатью другу


MenshovArticle 0.6.2 модуль создан по заказу сайта Арт Стекло

ПОИСК ПО САЙТУ

Новые публикации
 · ВАВИЛОНСКИЕ ЛЕКАРИ 1 ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО н.э ( 23.5.18)
 · Зачатки искусства в Египте.Тинисское искусство. ( 21.5.18)
 · Саркофаги ⅩⅤⅠⅠ - ⅩⅩⅡ династий. ( 3.2.18)
 · Металлургия в Древнем Египте. Часть 2 ( 28.1.18)
 · ПОЛОЖЕНИЕ НЕЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ ( 8.1.18)
 · Культ кошек в Древнем Египте ( 5.2.17)
 · Храмовое строительство в эпоху ранней Республики в Древнем Риме. ( 15.5.16)
 · Особенности медицины и стоматологии в Древнем Египте. ( 25.4.16)
 · КОРОНАЦИИ ХАТШЕПСУТ И ТУТМОСА ТРЕТЬЕГО. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИФА ( 4.10.15)
 · ГРЕЧЕСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ИМПОРТ VI в. ДО н.э. В ГИЗЕ ( 28.8.15)
 · Металлургия в Древнем Египте. Часть 1 ( 21.8.15)
 · ТРАКТИРЫ (ТАВЕРНЫ) В ДРЕВНЕМ МИРЕ. Часть 2 ( 18.8.15)
 · СОБСТВЕННОСТЬ И ДОЛЖНОСТНОЕ ВЛАДЕНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. Часть 2 ( 14.8.15)
 · ТРАКТИРЫ (ТАВЕРНЫ) В ДРЕВНЕМ МИРЕ. Часть 1 ( 13.8.15)
 · СОБСТВЕННОСТЬ И ДОЛЖНОСТНОЕ ВЛАДЕНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. Часть 1 ( 10.8.15)