НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ

Новые статьи раздела "Интересное"
 · Типы гробниц Долины Цариц в фиванском некрополе ( 8.7.18)
 · Страна Куш ( 24.5.18)
 · Египетские саркофаги от Раннего до конца Среднего царства ( 26.1.18)
 · ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАПИРУСЫ - КНИГИ ТОГО СВЕТА ( 26.1.18)

Новые статьи раздела "Открытия"
 · РАСКОПКИ В ЕГИПТЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА: ПО СЛЕДАМ СКИАПАРЕЛЛИ ( 8.7.18)
 · Открытие и начало изучения фиванской Долины Цариц ( 28.5.18)
 · Происхождение названия Долины Цариц в Фивах ( 28.5.18)
 · ЭРНЕСТО СКИАПАРЕЛЛИ И ИТАЛЬЯНСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ МИССИЯ В ДОЛИНЕ ЦАРИЦ ( 19.4.18)

Статистика

18.8.15 19:04 | ТРАКТИРЫ (ТАВЕРНЫ) В ДРЕВНЕМ МИРЕ. Часть 2
Раздел: Торговля, обмен и сфера услуг | Автор: admin | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 615
Наряду с трактирами при гостиницах в городах были широко распространены отдельные таверны (tabernae) и так называемые рорinа - заведения для посетителей разного paнгa15.
Нужно отметить, что в Риме, как и в греческих полисах, престижно было устраивать совместные обеды и пиры, особенно в конце республики и в период империи. Однако рост богатства у римской верхушки, добытого за счет ограбления провинций, приводил к расточительству и открытой демонстрации своего превосходства. Клиенты могли присутствовать на пирах, где не было никакого равенства, получали подачки от патронов, смиренно заворачивали в салфетки часть пищи, чтобы взять домой. Однако и в этом не было равенства - хозяин и клиенты часто ели разную еду.

Плиний Младший в одном из своих писем рассказывает об обеде, на котором хозяину и немногим из гостей подавались прекрасные кушанья, остальным же - плохие и в малом количестве (Ⅱ. 6).
Возможности ворваться с улицы на пир, как это описано в «Пире» Платона, в Риме не было. Плутарх в биографии Лукулла, полководца и легендарного богача Ⅰ в. до н.э., пишет, что Лукулл устраивал с тщеславной роскошью ежедневные пиры, на которых подавались не в меру хитро приготовленные· кушанья. Такие демонстрации противопоставляли богачей толпе и вызывали, по словам того же Плутарха, зависть у людей неимущих (Лукулл. XL).

Пиры римской знати отличались от традиционных пиров греков: Плутарх рассказывает, что Лукулл однажды угощал приезжих греков и те были смущены обилием и роскошью угощений (там же). Во времена империи расточительность продолжалась; выходцы из низов - разбогатевшие доносчики, вольноотпущенники – все стремились превзойти демонстрацией богатства представителей старой знати. Петроний в «Сатириконе» описывает роскошный пир некоего вольноотпущенника Тримальхиона, поражавшего гостей обилием и неожиданностью поданных кушаний: так, свинья, принесенная на огромном блюде, была нафарширована колбасками, вареный теленок был подан со шлемом на голове. Поглощая пищу, многие гости при этом смеялись над невежеством и претензиями Тримальхиона. Никакого единения на подобном пире быть не могло. Плиний Младший пишет в одном из писем о бывшем доносчике Регуле, составившем огромное состояние. По словам Плиния, к Регулу приходят множество людей, все его ненавидят, но толпятся у него, как у человека, которого (якобы) уважают и любят (IV. 2).

Однако большинство жителей империи не имели возможности толпиться у домов, подобных домам Регула или Тримальхиона. Если греки, собираясь вместе у кого-нибудь дома, пытались сохранить хотя бы внешние формы общения за столом, то роскошь новых имперских богачей, сознательно ими подчеркиваемая, разрушала древние традиции этого общения. Стремление встречаться с себе подобными, свойственное жителям античных городов, приводило к тому, что в римский период, наряду с объединениями ремесленников и почитателей того или иного культа, появляются союзы, где ритуал отсутствовал.
Эти союзы были самыми разнообразными: объединялись и устраивали собрания живущие на одной улице; известны союзы под названием «пирующие», «веселящиеся». Об этих союзах известно по оставленным ими надписям 16. Встречи членов таких союзов происходили в особые дни, когда устраивались общие празднества. Однако нужно иметь в виду, что далеко не все обитатели городов империи образовывали объединения.
Большинство населения не оставило нам надписей на камне, кроме отдельных надгробий, в том числе и таких, которые были поставлены «самому (самой) себе при жизни»17. В поисках лучшей доли люди переходили и переезжали из города в город, часто оставляя семьи. О переселенцах упоминают и христианские источники: в «Деяниях апостолов» (16. 14) говорится, что в македонском городе Филиппы апостола Павла и его спутников приютила торговавшая дорогими тканями переселенка из города Тиатиры.




При постоянных армейских гарнизонах, размещенных в провинциях, по-видимому, также существовали харчевни. Светоний в биографии Августа рассказывает о покушении на Августа, которое пытался совершить какой-то харчевник «из иллирийского войска» с ножом за поясом. Он сумел ночью обмануть стражу, проник во дворец, но был схвачен. Мотивы его остались неизвестными, под пыткой он не сказал ни слова (Божественный Август. 19). Возможно, он выражал оппозиционные настроения солдат, которые приходили в харчевню и обсуждали ситуацию в империи.
В источниках упоминаются не только придорожные гостиницы, но и придорожные харчевни: Светоний в биографии Вителлия, чтобы подчеркнуть его обжорство, говорит, что тот, будучи императором, в дороге ел даже в придорожных харчевнях, не брезгуя и едой, оставшейся от предыдущего дня (Вителлий. 13).
Римские таверны, как и греческие трактиры, возникли, вероятно, на месте лавок, где продавалось вино. Таверны имели различные названия - «У орла», «Под мечом» и др.
Некоторые вывески были стихотворными; так, в одной небольшой эпиграмме на вывеске из Помпей сказано от имени хозяйки, что выпивка в таверне стоит всего асс, а лучшие вина стоят дороже 18.
Число разного рода таверн увеличилось в городах Италии, а затем и в империи в связи с застройкой городов инсулами - многоквартирными домами в несколько этажей19.
Не во всех квартирах были кухни. Готовить горячую пищу в небольших комнатах инсул из-за угрозы пожаров было небезопасно. Проще было зайти в таверны, располагавшиеся в нижних этажах или примыкавшие к жилым домам. Помещения эти снимались хозяевами таверн (о съемщиках трактиров упоминает Светоний в биографии Клавдия (Божественный Клавдий. 38). Один такой трактир, где сдавались и комнаты, упомянут в «Сатириконе»: там происходит драка между одним из действующих лиц и хозяином, в которой принимают участие и пьяные посетители. Этот трактир находился в доме, принадлежавшем частному лицу (ⅩⅩⅩⅤ-ⅩⅩⅩⅤⅢ. Трактирщики (kapeloi) упоминаются в оксиринхских папирусах, относящихся к Ⅲ в. (Р. Оху. ⅤⅢ. 1158; ⅩⅩⅡ. 2338). Упоминаются и торговцы кашами - мучной и гороховой, которую они варили в помещениях, по-видимому, арендованных у собственников домов (Р. Оху. ⅩⅡ. 1432). Эта дешевая еда предназначалась для бедного населения.

В тавернах собирались компании; вероятно, большинство посетителей, живших по соседству, знали друг друга. Такие встречи не были формальным сообществом, не ущемляли никакими правилами свободу поведения. В небольших заведениях, где продавалось вино, посетители выпивали прямо у входа; в тавернах были помещения, где посетители сидели, - на одном рельефе изображены сидящие за столом мужчины и девушка, их обслуживающая20. В тавернах, как и в гостиницах, посетители также могли снять проститутку. В одной из надписей из Юго-Восточной Италии под изображениями хозяйки и гостя сказано, что за вино и хлеб с гостя причитается один асс, за пищу - два асса, за девушку - восемь ассов, за содержание мула - два acca21 . Хлеб и вино в этом регионе были значительно дешевле, чем услуги девицы.

Распространение и популярность трактиров в провинциях приводили к тому, что не все их хозяева сами покупали продукты, им было выгоднее, не отрываясь от обслуживания гостей, иметь дело с поставщиками. В «Золотом осле» один рассказчик упоминает о том, что он занимался снабжением трактирщиков медом, сыром и другими продуктами, закупая их оптом во время своих поездок по Фессалии, Этолии и Беотии (Ⅰ. 5).
Среди трактирщиков были те, кто наживался, доливая воду в большом количестве в вино, завышая цены и Т.П. Гораций называет трактирщиков плутами (Сатиры. 1. 5), лживыми (там же, Ⅲ. 1. 28). Тримальхион в «Сатириконе» Петрония (ⅩⅩⅩⅠⅩ) говорит, что трактирщики рождаются под знаком Водолея. Марциал, намекая на недостаток воды в Равенне, пародирует обычные жалобы на мошенничество трактирщиков и пишет, что его надул ловкий трактирщик, продав разбавленное вино (Ⅲ. 57).

Императоры с известным подозрением относились к тавернам, вернее, к сборищам в этих тавернах прежде всего в столице.
Чтобы посетители в них не задерживались, императоры время от времени издавали распоряжения, запрещавшие продажу горячей еды и даже выпечки: Светоний в биографии Тиберия сообщает, что за трактирами следили эдилы, не позволяя даже печеного выставлять на продажу. Однако запреты не соблюдались - слишком велика была потребность не только выпить вина и наскоро закусить, но и посидеть за столом вместе с другими посетителями. При императоре Клавдии горячая еда продавалась, хотя и это считалось противозаконным.

Эдилы, по-видимому, смотрели сквозь пальцы на такое нарушение, и Клавдий отнял у них надзор за харчевнями (Божественный Клавдий, 38). По свидетельству того же Светония (Нерон. 2), вплоть до особого распоряжения Нерона в харчевнях торговали любыми кушаньями. Нерон, боявшийся заговоров, запретил продавать вареную пищу, кроме овощей и зелени. Характерно, что власть боролась не с мошенничеством хозяев харчевен, которые, как и в других странах, разбавляли вино слишком большим количеством воды, а с приготовлением горячей еды, опасаясь долгого сидения посетителей за столом, которое могло вызвать нежелательные разговоры.

Однако подобные запреты соблюдались (если соблюдались вообще) прежде всего в самой столице. Таверн в городах Италии и провинций было много; в отличие от классической Греции многие таверны в Италии раскопаны и реконструированы. Таверны найдены в Геркулануме, Помпеях, Остии (где, как в одном из главных· портовых городов Италии, их было особенно много). Остатки таверн обнаружены и в Риме, в большинстве которых собирались постоянные посетители22. Марциал упоминает теплые харчевни, где подавали колбаски (Ⅰ. 41.9-10).

Существовали и заведения наподобие «баров», где можно было купить выпивку, они состояли из небольших комнат, выходивших прямо на улицу. В тавернах имелись обширные помещения, где сидели за столами на скамьях и даже лежали на ложах. В Геркулануме раскопана таверна с кухней, где готовилась горячая еда и хранились амфоры для вина.

В Остии реконструирована большая таверна на улице Дианы, украшенная мрамором и росписями, изображающими различные фрукты. По существу такая таверна приближалась к тому, что можно назвать рестораном. В таверне в Остии перед входом стояли скамьи, здесь посетители также могли закусить и выпить. Кроме того, в тавернах в задних комнатах играли в кости23.

В одной из таверн в Помпеях на стене изображена такая игра24. Посетители могли сидеть по трое на особых ложах, но в задних комнатах, где шла игра, сидели на стульях и скамьях. Поесть можно было не только в самих трактирах. Их хозяева отправляли по улицам Рима разносчиков, которые продавали
бобовую кашу, моченый горох, как об этом пишет Марциал (Ⅰ. 41. 5-6), - пищу для бедного люда.

В Помпеях сохранились остатки множества трактиров и таверн разных размеров. В них можно было зайти прямо с улицы. В небольших трактирах, где подавалось обычное вино, были очаги, по-видимому, для разогревания напитков (вино, как правило, пили разогретым). В больших заведениях имелись кухни с очагами для приготовления горячей пищи, столы, где ее готовили. Дошли и формы для различной выпечки. Некоторые хозяева таверн были достаточно зажиточны, чтобы украшать стены своих заведений росписями: так, в таверне на улице Меркурия в Помпеях изображен хозяин, подающий вино посетителю; в таверне некоего Евксиния изображены павлины25.

Таверны были открыты допоздна: сохранилась надпись, где запоздалые пьяницы (или пьянствующие по ночам - serebibi) восхваляют в надписи на стене кандидата в эдилы Марка Церриния Ватию26 .

Предприимчивые трактирщики устраивали прямо под открытым небом или в беседках около амфитеатров подобие питейных заведений, где торговали вином в разлив и куда во время перерыва в зрелищах могли зайти зрители. Хозяевами таверн были семейные мужчины, но, как и в Греции, встречались и владелицы трактиров.
Многие приезжие пользовались трактирами, но обилие таверн и трактиров свидетельствует о том, что в них ели и пили и постоянные жители города. Большое количество подобных заведений в Помпеях вряд ли было присуще только этому городу. Скорее всего, так же обстояло дело и в других (главным образом портовых) городах Италии.

Обилие таверн в империи могло быть связано с путешествиями и переселениями из одной области в другую, что влекло за собой разрушение прежних связей и стремление найти новых товарищей, сотрапезников и собеседников.

Среди посетителей таверн могли быть и выходцы из высших слоев. Ювенал (VIII. 73-76) с возмущением пишет о римском аристократе, который посещал popina в Остии и сидел вместе с матросами, мошенниками, беглыми (преступниками) в толпе палачей, помощников гробовщиков, евнухов. Разумеется, слова сатирика нужно воспринимать cum grano salis, поскольку он стремился унизить героя своей сатиры, но вероятность посещения таверн людьми разных социальных слоев вряд ли можно отрицать. Среди них были и рабы.

В одной из popina в Сицилии в надписи перечислены имена троих ее посетителей, которые во время праздника в честь Цереры хорошо провели там время. Двое носят греческие имена без отчеств, один (Луций Валерий Еразиан)- римское. По-видимому, двое были рабами, а третий - вольноотпущенником27. Как бы ни поносили обманщиков - владельцев трактиров, как бы представители общественной элиты ни отзывались с презрением об их посетителях, без этих заведений множество людей не представляло своего существования.

Размеры империи, изменения в социальной психологии ее жителей способствовали увеличению числа трактиров и таверн. Питейные заведения существовали на протяжении многих столетий, их могли осуждать и контролировать власти, над ними издевались представители образованной элиты, но эти заведения не исчезали. Они обслуживали ту часть (по-видимому, не малую) населения, о повседневной жизни которого сохранилось мало свидетельств. Кем бы ни были эти люди - разбойниками (как это подразумевается в «Законах Хаммурапи»), переселенцами, бедными торговцами, рабами, просто соседями, все они, приходя в трактиры, не были связаны формальными правилами или устоявшимися обычаями. Общепринятые социальные градации уступали потребностям в общении.

Сословные перегородки для посетителей трактиров вряд ли имели значение.
Вкусы, мнения, политические оценки этих людей, сплетни, которыми они обменивались, в той или иной степени не могли не влиять на остальное население. Без сведений о трактирщиках и об их гостях не может быть полного представления о повседневной жизни людей древнего мира и о существовании значительной группы, чье поведение не соответствовало традициям, выработанным элитой (социальной и интеллектуальной).
Можно сказать, что со временем, во всяком случае, в римскую эпоху, посещение трактиров и таверн уже само стало традицией для значительного числа жителей империи.




15 Некоторые современные авторы даже считают возможным применять термин «рестораны» к более крупным из таких заведений (см. Connolly Р., Dodge Н. The Ancient City. Life in Classical Athens and Rome. Oxf., 1998. Р. 167).

16 Robert L. Etudes Anatoliennes. Amsterdam, 1970. Р. 65.

17 Такие формулы встречаются в малоазийских надписях из АфродисИя, опубликованных в МАМА. Vol. ⅤⅢ. 30% надгробий поставлено одинокими людьми себе еще при жизни. Имеется надпись (ⅤⅢ. 543), в которой человек, поставивший себе надгробие при жизни, специально оговаривает, что в его могиле не могут быть похоронены наследники и преемники: человек добровольно отказывался от всех связей.

18
Петровский Ф.А. Латинские эпиграфические стихотворения. М., 1962.

19 Инсулы раскопаны в ряде городов восточных провинций - Эфесе, Антиохии Сирийской, палестинской Кесарии, Иерихоне (Hanfmann G.M.A. From Croesus to Constantin. Michigan, 1975. Р. 50; Vardiman Е.Е. Die grosse Zeitwende. Wien-Diisseldorf, 1978. S. 187).

20 Casson L. Travel in the Ancient World. Baltomore, 1994. N2 16.

21 Ibid. Р. 207; о проститутках в тавернах см. Kleberg Т. Hotels, restaurants et cabarets dans l'Antiquite romaine. Upsala, 1957. Р. 89-90.

22 О римских (италийских) харчевнях, посетителей которых автор считает своеобразным микросообществом, см. Кнабе г.с Древний Рим - история и повседневность. М., 1986. С. 142-146.

23 Описание и реконструкция таверны в Геркулануме и Остии приведены в КН.: Connoly, Dodge. Тhe Ancient СНу ... Р. 166-169; авторы называют большую таверну в Остии рестораном.

24 Escebach Н. Pompeji. Lpz, 1978. S. 17.

25 Ibid. ;N"Q 224, 236.

26 Della Corte М. Case et abitanti di Pompei. Roma, 1954. Р. 180

27 Casson. Ор. cit. Р. 217.

 

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  

Родственные ссылки
» Другие статьи раздела Торговля, обмен и сфера услуг
» Эта статья от пользователя admin

5 cамых читаемых статей из раздела Торговля, обмен и сфера услуг:
» ТРАКТИРЫ (ТАВЕРНЫ) В ДРЕВНЕМ МИРЕ. Часть 2
» ТРАКТИРЫ (ТАВЕРНЫ) В ДРЕВНЕМ МИРЕ. Часть 1

5 последних статей раздела Торговля, обмен и сфера услуг:
» ТРАКТИРЫ (ТАВЕРНЫ) В ДРЕВНЕМ МИРЕ. Часть 2
» ТРАКТИРЫ (ТАВЕРНЫ) В ДРЕВНЕМ МИРЕ. Часть 1

¤ Перевести статью в страницу для печати
¤ Послать эту cтатью другу


MenshovArticle 0.6.2 модуль создан по заказу сайта Арт Стекло

ПОИСК ПО САЙТУ

Новые публикации
 · ВАВИЛОНСКИЕ ЛЕКАРИ 1 ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО н.э ( 24.5.18)
 · Зачатки искусства в Египте.Тинисское искусство. ( 21.5.18)
 · Саркофаги ⅩⅤⅠⅠ - ⅩⅩⅡ династий. ( 3.2.18)
 · Металлургия в Древнем Египте. Часть 2 ( 28.1.18)
 · ПОЛОЖЕНИЕ НЕЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ ( 8.1.18)
 · Культ кошек в Древнем Египте ( 6.2.17)
 · Храмовое строительство в эпоху ранней Республики в Древнем Риме. ( 15.5.16)
 · Особенности медицины и стоматологии в Древнем Египте. ( 25.4.16)
 · КОРОНАЦИИ ХАТШЕПСУТ И ТУТМОСА ТРЕТЬЕГО. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИФА ( 4.10.15)
 · ГРЕЧЕСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ИМПОРТ VI в. ДО н.э. В ГИЗЕ ( 29.8.15)
 · Металлургия в Древнем Египте. Часть 1 ( 21.8.15)
 · ТРАКТИРЫ (ТАВЕРНЫ) В ДРЕВНЕМ МИРЕ. Часть 2 ( 18.8.15)
 · СОБСТВЕННОСТЬ И ДОЛЖНОСТНОЕ ВЛАДЕНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. Часть 2 ( 14.8.15)
 · ТРАКТИРЫ (ТАВЕРНЫ) В ДРЕВНЕМ МИРЕ. Часть 1 ( 13.8.15)
 · СОБСТВЕННОСТЬ И ДОЛЖНОСТНОЕ ВЛАДЕНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. Часть 1 ( 10.8.15)