НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ

Новые статьи раздела "Интересное"
 · Типы гробниц Долины Цариц в фиванском некрополе ( 8.7.18)
 · Страна Куш ( 24.5.18)
 · Египетские саркофаги от Раннего до конца Среднего царства ( 26.1.18)
 · ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАПИРУСЫ - КНИГИ ТОГО СВЕТА ( 26.1.18)

Новые статьи раздела "Открытия"
 · РАСКОПКИ В ЕГИПТЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА: ПО СЛЕДАМ СКИАПАРЕЛЛИ ( 8.7.18)
 · Открытие и начало изучения фиванской Долины Цариц ( 28.5.18)
 · Происхождение названия Долины Цариц в Фивах ( 28.5.18)
 · ЭРНЕСТО СКИАПАРЕЛЛИ И ИТАЛЬЯНСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ МИССИЯ В ДОЛИНЕ ЦАРИЦ ( 19.4.18)

Статистика

21.5.18 01:48 | Зачатки искусства в Египте.Тинисское искусство.
Раздел: Культура, литература и эпос | Автор: admin | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 95
ДРЕВНЕЙШЕЕ ЕГИПЕТСКОЕ ИСКУССТВО ДО МЕНЕСА. По Гастону Масперо

Тинисское искусство и его остатки: архитектура, крепости, храмы, могилы, — здесь уже налицо те принципы и формы, которые позднее, испытав многовековую  эволюцию, сообщат египетскому искусству его индивидуальный облик. Мемфисское искусство развивается в непосредственном соприкосновении с искусством тинисским.

Древнейшие могилы, относящиеся к доисторической эпохе, до сих пор не дали нам никаких доказательств того, что развитие художественного чувства у первых египтян шло необычным путем. Те вещи, которые появляются на свет из этих могил, свидетельствуют о любви к украшениям, к оружию, к декорирующим предметам обихода; все это стоит на равной высоте с тем, что замечается у других наполовину цивилизованных народов, но отнюдь не превосходит его. Мы видим цветную посуду - глазурованную или матовую, гладкую или испещренную вырезанными или нарисованными узорами, домашнюю утварь из камня или дерева, различные украшения из пестрых камней, из обрезанных или нетронутых раковин, из простой или слоновой кости, из стекла, из драгоценных металлов, и наконец, фигуры людей и животных.

Одни из этих предметов предназначены для домашнего обихода "загробной жизни" покойников - таковыми, например, являются дощечки для румян.  Другие из них имеют целью обслуживать обряды, связанные с культом мертвых. Фигуры и вещи, изображенные на сосудах, расположены не методически ряд над рядом, но хаотически разбросаны по поверхности, подчиняясь лишь капризу художника - здесь изображен дом, там какое-нибудь животное, пальма, корабль, рыбы.

В этих изображениях обращает на себя внимание легкость, с которой схвачены здесь живые формы, и прирожденное умение выразить их позы и движения пластически и графически. Но все же ни одно из них не может выдержать сравнения с той скульптурой или живописью, которую создали люди эпохи северного оленя в пещерах нынешней Франции или Испании.

Однако, когда от этих, лишенных точной даты произведений, мы переходим к созданиям исторических династий,— мы встречаем тысячи предметов и памятников, чье художественное исполнение отводит египтянам, в кругу прочих народов Востока, исключительное место в искусстве. Там, где были лишь опыты трудолюбивых учеников, первые проявления неуверенного еще в себе мастерства - внезапно появляются, почти без какой бы то ни было ясной переходной стадии произведения художественно-совершенные, равно как и проработанная во всех деталях техника. Возникает вопрос, не следует ли отсюда заключить, что в промежутке между обоими этими искусствами какая-то пришедшая извне раса покорила Египет, и принесла ему такое понимание прекрасного, и такое умение реализовать его, какого у Египта до той поры не было.

В действительности, однако, маловероятно, чтобы внезапный расцвет искусства был последствием иноземного нашествия. Но, если у нас и не хватает памятников, чтобы поставить отдельную веху на пути естественного развития египетского художественного гения, то мы все же должны признать у художников тинисской эпохи те же художественные замыслы и то же направление творчества, какие обнаруживают предшествовавшие им поколения. Их украшения сохранили старые традиции и извлекли из них наилучшие возможности. Доказательством этому могут служить четыре, открытых Петри в абидосском некрополе, браслета на запястья с чередующимися пластинками из шероховатого золота, бирюзы и светло-голубого стекла, с жемчугами и подвесками из разрезанных аметистов и чеканным золотым цветком, чьему изяществу могут позавидовать и наши ювелиры.

То же самое можно сказать относительно домашней мебели и утвари: о ножках кроватей, о табуретах из слоновой кости или дерева, о фигурах львов, обезьян, собак, рыб из камня и цветного стекла, о статуэтках пленников или рабов, о костяных пластинках, на которых вырезаны главные эпизоды царских похорон, о цилиндрах с иероглифическими сказаниями или с божественными эмблемами, о набалдашниках кроватей.

Во всем этом замечаются те же идеи и приемы, которые были раньше, с той только разницей, что то, что прежде создавалось чисто инстинктивно, теперь является результатом сознательно направленной воли. Опыт бесчисленного ряда поколений мало-помалу научил ремесленников и художников извлекать из изображаемых предметов их основные линии, закреплять их контуры, упрощать рельефы и координировать их движения и положения.

Они питали склонность к медленным и спокойным движениям. Если сущность трактуемых сюжетов: религиозный бег, охоты, битвы, осады городов, преследование врагов ,— требовала от них изображения порывистых или быстрых движений, они изыскивали способы смягчить угловатости и резкости. Само собой понятно, что так хорошо упорядоченное искусство предполагает существование эпохи исканий и предварительных опытов. Элементы этого искусства, несмотря на кое-какие внешние различия, остались те же, которые с самого начала были выбраны и употреблялись предшествующими поколениями; но ремесленник применял их так часто и в течение такого длинного промежутка времени, что уже в силу одной практики он свел их в систему и заменил непосредственное наблюдение природы употреблением неподвижных декоративных схем, равно как и формул, слагавшихся в мастерской художника.

Быть может, успехи дальнейших раскопок побудят учёных когда-нибудь заняться исследованием тех влияний, под которыми выросло египетское искусство и тех перемен, которые оно испытало в дни своего детства и юности. Незначительное число памятников, которыми мы располагаем, не позволяет нам в настоящее время предпринимать что-либо в этом направлении.

Изучение позднейших эпох дает нам право все же предполагать, что с самого начала искусство не было однообразным на всей территории Египта. В каждом из автономных городов существовали свои школы, в которых архитектура, скульптура и живопись развивались с силой пропорциональной интенсивности политической и религиозной жизни. И которые сохранили свои однажды установленные особенности почти неизменными до последних годов египетской цивилизации.

История этих школ едва лишь намечается и число их неизвестно; следы их встречаются в Мемфисе, Абидосе, в Фивах, в Гермополисе, Тинисе, Саисе и во многих небольших городах Саида и Дельты Нила, в Нубии и Эфиопии; возможно, что раскопки откроют нам еще другие школы.

Когда Мемфис и Фивы, сделавшись столицами, получили окончательно преобладание, то их школы достигли такого влияния, которого никогда не достигала никакая другая школа. Памятники, вышедшие из их мастерских, составляют больше, чем три четверти того, что было спасено из художественного наследия Египта, и в настоящее время история египетского искусства является, главным образом, историей искусства этих школ.





 

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  

Родственные ссылки
» Другие статьи раздела Культура, литература и эпос
» Эта статья от пользователя admin

5 cамых читаемых статей из раздела Культура, литература и эпос:
» Зачатки искусства в Египте.Тинисское искусство.

5 последних статей раздела Культура, литература и эпос:
» Зачатки искусства в Египте.Тинисское искусство.

¤ Перевести статью в страницу для печати
¤ Послать эту cтатью другу


MenshovArticle 0.6.2 модуль создан по заказу сайта Арт Стекло

ПОИСК ПО САЙТУ

Новые публикации
 · ВАВИЛОНСКИЕ ЛЕКАРИ 1 ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО н.э ( 24.5.18)
 · Зачатки искусства в Египте.Тинисское искусство. ( 21.5.18)
 · Саркофаги ⅩⅤⅠⅠ - ⅩⅩⅡ династий. ( 3.2.18)
 · Металлургия в Древнем Египте. Часть 2 ( 28.1.18)
 · ПОЛОЖЕНИЕ НЕЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ ( 8.1.18)
 · Культ кошек в Древнем Египте ( 6.2.17)
 · Храмовое строительство в эпоху ранней Республики в Древнем Риме. ( 15.5.16)
 · Особенности медицины и стоматологии в Древнем Египте. ( 25.4.16)
 · КОРОНАЦИИ ХАТШЕПСУТ И ТУТМОСА ТРЕТЬЕГО. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИФА ( 4.10.15)
 · ГРЕЧЕСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ИМПОРТ VI в. ДО н.э. В ГИЗЕ ( 29.8.15)
 · Металлургия в Древнем Египте. Часть 1 ( 21.8.15)
 · ТРАКТИРЫ (ТАВЕРНЫ) В ДРЕВНЕМ МИРЕ. Часть 2 ( 18.8.15)
 · СОБСТВЕННОСТЬ И ДОЛЖНОСТНОЕ ВЛАДЕНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. Часть 2 ( 14.8.15)
 · ТРАКТИРЫ (ТАВЕРНЫ) В ДРЕВНЕМ МИРЕ. Часть 1 ( 13.8.15)
 · СОБСТВЕННОСТЬ И ДОЛЖНОСТНОЕ ВЛАДЕНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. Часть 1 ( 10.8.15)