НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ

Новые статьи раздела "Интересное"
 · Типы гробниц Долины Цариц в фиванском некрополе ( 8.7.18)
 · Страна Куш ( 24.5.18)
 · Египетские саркофаги от Раннего до конца Среднего царства ( 26.1.18)
 · ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАПИРУСЫ - КНИГИ ТОГО СВЕТА ( 26.1.18)

Новые статьи раздела "Открытия"
 · РАСКОПКИ В ЕГИПТЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА: ПО СЛЕДАМ СКИАПАРЕЛЛИ ( 8.7.18)
 · Открытие и начало изучения фиванской Долины Цариц ( 28.5.18)
 · Происхождение названия Долины Цариц в Фивах ( 28.5.18)
 · ЭРНЕСТО СКИАПАРЕЛЛИ И ИТАЛЬЯНСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ МИССИЯ В ДОЛИНЕ ЦАРИЦ ( 19.4.18)

Статистика

8.1.18 01:39 | ПОЛОЖЕНИЕ НЕЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
Раздел: Гендерные вопросы в Древнем Египте | Автор: admin | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 198

На примере арамеоязычного населения юга Египта. Под «арамеоязычным населением» мы подразумеваем представителей различных этнических групп, которые в повседневной жизни пользовались арамейским языком. По распоряжению саисских, а затем и ахеменидских правителей отдельные представители этой части населения для выполнения возложенных на них обязанностей направлялись в различные районы Египта. На местах им выделялось жилье и выплачивалось жалованье. Обычно служилые люди прибывали к месту службы вместе с членами своих семей (женами, детьми, престарелыми родителями).

 

В арамейских юридических документах среди них часто упоминаются арамеи и иудеи. Совместное проживание, выполнение общих профессиональных обязанностей, смешанные браки - все это способствовало формированию общих мировоззренческих представлений и общественных институтов. В зарубежной историографии эта группа населения, имевшая сходные этнокультурные корни и исторические судьбы, рассматривается как «jewih-aramean communities».

 

Положение незамужней женщины рассматриваемой этнической группы в позднем Египте до сих пор не являлось предметом специального рассмотрения.

 

Вместе с тем, к настоящему времени издано большое количество документов на позднеиератическом, демотическом, арамейском языках, которые составляли основу семейных архивов. Хронологически они датируются эпохой позднего Египта (664-332 гг. до н.э.). В центре внимания исследователей постоянно находится анализ сходных по языку семейных архивов и переиздание ранее опубликованных и заново прочитанных текстов.

 

Тексты семейных архивов характеризуют положение женщин в период их нахождения под опекой родителей, в замужестве, вдовстве и после оформления развода. Как видно из крупных семейных архивов арамео-язычного населения юга Египта, женщины в силу обстоятельств могли доминировать в своей семейной организации. Сведения, почерпнутые из архива Мибтахийи, дочери солдата южно-египетского гарнизона (471-410 гг. до н.э.) и архива Ананийя, служителя бога Йахо (Йахве) в военной крепости на острове Элефантина (451-402 гг. до н.э.), Сопоставленные с другими аналогичными арамейскими документами юга Египта, они позволяют проследить материальное положение и правовой статус женщин.



Различные источники зафиксировали присутствие на юге Египта большой группы арамеоязычного населения к в. до н.э.  Их появление исследователи связывают с изменением политической ситуации в самом
Египте, когда новым правителям необходимы были преданные им, а не местной знати служилые люди.


Судя по данным патронимии, в
V в. до н.э. на юге Египта проживало уже третье или четвертое поколение этих переселенцев, чьи предки являлись выходцами из различных областей Восточного Средиземноморья и Верхней Месопотамии. Местная администрация сама решала, где эта категория служилых людей вместе с членами их семей должна компактно проживать.

В эпоху Нового царства, судя по письменным источникам и изображениям в храмах и частных погребениях, чужеземец по своему правовому статусу ассоциировался с зависимым лицом. Большие группы населения, часто одного и того же этноса, принудительно привлекались к работам на пустующих землях, которые , в соответствующих земельных кадастрах, числились за государством.


В Ⅴ в. до н.э. В бытовом отношении эти потомки пришлого населения уже мало, чем отличались от коренного населения. На протяжении правления саисских фараонов соответствующие службы контролировали деятельность профессиональных солдат, искусных ремесленников и строителей, мореплавателей из числа переселенцев. Существовавшая правовая база в виде законов и постановлений правителей Египта позволяла

чужеземцу сохранять статус свободного человека, придерживаться привычек и обычаев своей далекой родины.

При Ахеменидах на юге Египта жили потомки так называемого «иудейского войска». Они выполняли функции солдат и работников хозяйственных ведомств в округе Тшетрес (юг Фиваиды).

Еще саисские правители позволили им построить в военной крепости храм в честь иудейского божества Йахо. Поклонники Йахо к концу
V в. до н.э. сформировали конфессиональную иудейскую группу/общину с элементами самоуправления. Выборные руководители в основной своей массе являлись потомками иерусалимских знатных жреческих семей. Эта община в Египте не была признана ахеменидской администрацией, ибо не имела местных корней, поэтому в официальной переписке ее члены ссылались на принадлежность к  «войску/гарнизону», т.е. к воинскому сословию, пользующемуся в Египте рядом льгот.

В отличие от египетских военных, неегиптяне в позднем Египте не получали служебных земельных наделов в размере 12 арур (1 египетская apypa была равна 100 земельным локтям, что примерно равняелось 2735 метрам квадратным ) в пожизненное пользование с правом передачи их своим детям, а лишь натуральную
и денежную оплату и жилье. Мужчины несли воинскую службу в составе одного из реформированных при Ахеменидах египетских воинских подразделений (dglyn/dg\n). Солдаты южноегипетского гарнизона проживали и несли службу в Асуане, где находилась ставка командира гарнизона, гражданские органы власти и суд.


Город Асуан (Сиена) и остров Элефантина в рассматриваемое время входили в «
mdynt Tštrs», которая на севере граничила с «mdynt N'».  Административное деление Египта не совсем совпадало с военным. Военное руководство южноегипетских гарнизонных частей располагалось в Эдфу.

В начале
IV в. до н.э. делегация «иудейского войска» (мужчины и женщины) была направлена в Фивы, чтобы получить разрешение на восстановление в элефантинской крепости храма Иахо. Ясно, что на протяжении всего времени господства в Египте персов происходили изменения в административно-хозяйственной структуре египетской сатрапии.

Из египетских источников (например,
dem. р. Ryl. 9) известно, что южная часть Египта обозначалась термином Р3 t3-rsj (ср. акк. Раturisi; древнеевр. Раts). В настоящее время не представляется возможным определить, в какое время произошла административно-территориальная реформа, в результате которой эта область была разделена на«mdynt Tštrs» и«mdynt N'». В повседневном же обиходе существовало деление на Верхний и Нижний Египет ('Iyt'  и 'wthуt'), а совсем южная часть обозначалась как «земля Патрос».


На острове Элефантина в военной крепости, где хранились запасы продовольствия, многими жилыми постройками и небольшими участками земли владели ветераны и женщины, чьих отцов и мужей уже не было в живых. Рядом с ними аналогичными постройками владели египтяне, которые были заняты в хозяйственных ведомствах или работали в храмовом комплексе египетского бога Хнума. Ранее значительные площади земли о-ва Элефантины принадлежали египетскому храму Хнума (культовые постройки, хранилища, жилые дома обслуживающего персонала). В саисскую эпоху храмовое хозяйство Хнума пришло в упадок. Создавая укрепленную крепость, саисские правители передавали участки земли на островеве Элефантина в распоряжение прибывавших на юг солдат из числа переселенцев. Аналогичную политику продолжили и Ахемениды.

Процесс перехода этих земель к новым владельцам (солдатам) не всегда сопровождался составлением соответствующих письменных документов. Поэтому арамейские документы фиксируют права владения этими участками отдельными семьями часто лишь при оформлении вторичных сделок с недвижимостью. В этих сделках стали принимать участие и члены семей иранцев, по долгу службы оказавшиеся в этом отдаленном районе Ахеменидской империи.

Дочь или сестра солдата могла выйти замуж за представителя другой профессиональной или конфессиональной группы, но со временем кто-то из наследников (сын или внук) поступал на воинскую службу. Женщины, чтившие божественный пантеон во главе с Йахо, имели по крайней мере моральное право причислять себя к «иудейскому войску». В случае смерти владельца дома одинокие женщины могли надеяться на помощь своей семейной организации, общины и местной администрации. Члены «иудейского войска» объединялись в «сотни» и воинские формирования («dgln/dglyn»).

В ахеменидскую эпоху оплата в виде продовольственных пайков членам «сотен» сохранилась. Чаще всего в них входило только гражданское население.

Члены воинских формирований оплату получали не только продуктами питания, но и серебром.

Получая в полном объеме оплату, домовладыка (солдат или работник хозяйственного ведомства) мог прокормить семью из четырех человек. Сложнее складывалась ситуация в случае его смерти. Лишь только проанализировав некоторые из арамейских документов, в которых на конкретных примерах разбирается ситуация с оказанием помощи, можно говорить об истинном положении, в котором оказывались одинокие женщины, потерявшие своих кормильцев. Как правило, члены семей солдат не располагали необходимыми материальными средствами, а наследуемое имущество было небольшим.


Сохранился один арамейский юридический документ, датируемый концом V в. до н.э. Он позволяет хотя бы в общих чертах представить ситуацию с материальным положением одиноких женщин и тем, как складывались
отношения между наследниками. Это документ об отказе, который написала Миптахийя, дочь Гамарийи для Исивери, своей сестре.


Контрагентами в рассматриваемом документе выступают две женщины, Миптахийя (M
ptḫyh) и Исивери (iswry), которые возглавляли свои малые семейные организации. Из самого содержания можно сделать вывод, что у
них не было мужей и детей. Обе они являлись дочерьми умершего солдата местного гарнизона Гамарийи (Gmryh) и его наследницами. О матери этих женщин сведений мы не имеем. Эти две женщины жили в элефантинском поселении, где и был составлен рассматриваемый документ.


Существование в позднем Египте специального документа (spr mrḥq), регламентирующего практику временного отторжения собственности, каких-либо видов вознаграждения или льгот в пределах одной семейной организации, свидетельствует о развитости правовых институтов. Сохранив за собой после смерти отца право на часть жалованья (ptp'), старшая сестра временно это право переуступила своей младшей сестре. Юридическое оформление подобного общесемейного соглашения произошло уже после того, как в этой договоренности отпала необходимость. Можно предположить, что эти женщины продолжали жить в доме отца, но вели свои дела самостоятельно.

Обе эти женщины принадлежали к большесемейной организации потомков иудейских наемников, представители которой более ста лет жили и работали в Египте. Анализ арамейских документов V - начала IV в. до н.э. свидетельствует о том, что таких семей на юге Египта было немного. Письменные источники подтверждают присутствие в этом районе представителей четырех возрастных групп арамеоязычного населения. Деятельность первой охватывает 500-475 гг. до н.э., второй - 475-450 гг. до н.э., третьей - 450-425 гг. до н.э., четвертой - 425-400 гг. до н.э.

В состав «иудейского войска» входило около 140 глав малых семейных организаций, почитавших Йахо и других божеств, составлявших соответствующие пантеоны. Малая семья могла насчитывать от одного до четырех человек. Типичная малая семья жителя элефантинской крепости состояла из домовладыки, его жены и двоих детей обоего пола. Такая семья входила в большесемейную структуру, насчитывавшую до 16 человек различного возраста и пола.

Мы располагаем сведениями, которые позволяют восстановить генеалогию нескольких арамеоязычных семей юга Египта, имеющую непосредственное отношение к Миптахийи и ее сестре Исивери.

Миптахийя (
Mpḥyh). В арамейских текстах юга Египта встречаются следующие написания этого имени: Mbṭḥ, Mbṭḥyh, Mpṭḥ-, Мр
уh-, Mpṭḥyh -, Mṭḥyh-, Mpyh. В основе их - теофорный элемент -yh и причастная форма от глагола btḥ-«уповать, надеяться, полагаться».

Больше всего сведений мы имеем о женщине Мибтахийе/Миптахийе. Жизнь и быт этой женщины и двух ее сыновей (Йедонийи и Махсейи) нашли отражение в юридических документах, датируемых 471-420 гг. до н.э. Дважды она вступала в брак с мужчинами, носившими египетские имена в арамейской передаче: арам. 'shwr (егип. Ns-Ḥr(-w), 'Is-Ḥr(-w) и арам. Ру' (егип. Рзtз, Рi-з).

Как мы и предположили, в силу отдаленного родства и тенденции к сохранению в семейных организациях памяти о предках в двух семейных организациях (Махсейи и Гамарийи) женщины носили имяMpṭḥyh/Mbṭḥyh. Ко времени написания документа Мибтахийя, дочь Махсейи, уже умерла. Ее дальная родственница решала свои имущественные дела с сестрой Исивери.

В документе так же упоминается Ḥgy, сынMpṭḥyh, глава малой семейной организации.

Не только в демотических, но и в арамейских документах у египтян или детей от смешанных браков часто упоминается не только имя отца, но и матери. Не вызывает сомнение тот факт, что женщина-иудейка, возглавляя свою малую семью и входя в совет общины Йахо, имела все основания считать себя частью «иудейского войска».
Это право она передавала по наследству своим детям вне зависимости от их пола и конфессиональной принадлежности их отца. По прошествию определенного времени два сына Мибтахийи сменили египетские
имена на иудейские. Поэтому не исключено, что Ḥgy также был рожден в смешанном браке и на нужды (приобретение необходимого имущества для его убранства) храма иудейского Иахо он передал определенную сумму денег.


Исивери ('
swry). Как считают исследователи , арам. 'swry соответствует егип. Зst-wrtИсида Великая/Владычица»). Другой арамейский аналог древнеегипетского 3s.t-wr.t, 'Is.t-wf.t, iS.t-tЗ-ntr.t  встречается в арамейских текстах из района Северного Саккара.

В конце Ⅵ - начале
V в. до н.э. В районе Фив (В Луксоре) существовала небольшая колония арамеоязычного населения, члены которой были связаны семейными узами с аналогичным этносом в районе Асуана (Сиены).

По мнению ученых, в серединеⅥ в. до н.э. в Дельте, Мемфисе, Фивах и в ряде других районов Египта проживали компактные группы населения, первоначальным местожительством которых являлся район Харрана (Верхняя Месопотамия). Материалы ономастики свидетельствуют о присутствии среди жителей юга Египта почитателей вавилонских богов и обычаев. Больше всего источники засвидетельствовали поклонников
вавилонского бога Луны Сина, в ассирийских источниках представленного в образе рогатого быка.


В правление вавилонского царя Набонида (556-539 гг. до н.э.) В районе Харрана процветал культ Сина, который нашел почитателей среди ранее плененных в Восточном Средиземноморье и переселенных в Верхнюю Месопотамию больших этнических групп. В отличие от более позднего, иудейского контингента, «сирийцы» (арамеи) довольно быстро приспособились к египетским условиям, переняв местные обычаи и верования.

Доказательством этого служит анализ материала арамейской ономастики из Большого (Западного) Гермополя, надписи на саркофагах.

Культ Исиды (егип. 3stI 'ls.t, арам. 'swry) пользовался у них большим уважением. Начиная с эпохи позднего Египта, на территории от Абидоса до границ Куша этот культ получил широкое распространение среди различных групп населения.

Сохранилось несколько писем, написанных арамеями своим родственникам на юг Египта. В этой большой семейной организации, как видно, почитали не только ближневосточный религиозный пантеон (Набу, Банит/Иштар), но и египетского Пта(х).

Обращаясь с соответствующим посланием к своей сестре один из авторов пишет: «Да благословит Пта тебя. Который показывает мне твое лицо в благополучии»

Аналогичное приветствие содержится и в послании жителя Сиены, считавшего, что мир и благополучие
зависят от Хнума, владыки Элефантины. - «Да благословят тебя Йахо и Хну[м]», - читаем мы в одном остраконе.


Эти два послания объединяет то, что, продолжая почитать родных богов, потомки саисских переселенцев прекрасно сознавали зависимость их благополучия от местного божественного владыки. В Мемфисе таковым являлся Пта, на юге - Хнум. В обществе, в котором принцип многобожия являлся доминирующим, подобное отношение к господствующим на данной территории богам, не шло в противоречие с их мировоззрениями.

В ахеменидскую эпоху потомки семейной организации 'm
y продолжали жить на юге Египта. Поэтому не исключено, что Гамарийя взял в жены не египтянку, а представительницу этого арамеоязычного этноса. По настоянию жены дочка была названа именем представительницы ее кровной семьи. Из-за отсутствия необходимой информации трудно сказать оказывала ли жена Гамарийи соответствующие почести египетской богине Исиде, покровительницы этой арамеоязычной организации.

Родственная связь Миптахийи и Исивери в рассматриваемом ументе прослеживается через общий патроним (Gmryh), существительное 'ḥth («ее сестра»)

В нашем распоряжении нет сведений, которые указывали бы на то, что женщины из семей «иудейского войска» выполняли в военной крепости какую-то работу, входившую в компетенцию гарнизонного военного, и можно заключить, что в данном случае право на получение солдатского довольствия, а вернее части его, перешло к старшей дочери.

В начале
V в. до н.э. пенсионом (вспомоществованием) в виде mnt' надеялись женщины, оставшиеся без кормильцев. Иначе складывалась ситуация с солдатской оплатой, так как необходимо было для ее получения выполнять какую-либо работу, связанную с вхождением в состав гарнизонного войска. Как было видно на примере рассматриваемого документа, членство в военном подразделении, статус которого вырабатывался не египетскими чиновниками, а ахеменидской администрацией, носило персонифицированный характер. Требовалось составление специального документа, согласно которому часть оплаты могла передаваться близким родственникам умершего солдата.

Итак

1. В связи с существовавшим в
V в. до н.э. положением свободная женщина, (дочь/жена солдата местного гарнизона) и после смерти домовладыки продолжала сохранять свой правовой статус. Мы не располагаем сведениями, что слой зависимого населения в эпоху позднего Египта пополнялся за счет выходцев из этой категории населения. В период Нового царства чужеземцы в Египте чаще всего рассматривались как объекты права и составляли значительную часть зависимого и полузависимого населения.

2. На протяжении всего
V в. до н.э. на юге Египта вырабатывались правила, согласно которым одинокая женщина из числа «иудейского войска» получала поддержку из различных источников (семейной организации, официальных органов местной администрации). Это позволяло незамужней женщине вести самостоятельно свои дела и возглавлять свою малую семейную организацию. Естественно, это сопровождалось и ее участием в делах данной общины.

3. Приводимые нами выше материалы позволяют в общих чертах проследить механизм помощи этой категории населения на протяжении длительного времени.

К началу V в. до н.э. в рассматриваемой среде действовало положение, согласно которому все члены «иудейского войска» и аналогичных арамеоязычных групп объединялись в профессиональные «сотни». Если женщина не выполняла определенных профессиональных обязанностей в хозяйственном ведомстве, она лишалась привычного для нее жалованья отца или мужа в виде продуктов питания и серебра. Вне зависимости от того, шла ли речь об одной или двух женщинах, сироты могли хлопотать о выделении им своеобразного пенсиона (вспомоществования) в виде части натурального (ptp') и денежного довольствия (prs) отца или мужа.
Изменения в семейном положении, естественно, приводили к утрате права на получение такого пособия. В ряде случаев одинокие женщины могли надеяться на вспомоществование (пособие), обозначаемого термином
(mnt). Со временем, ахеменидская администрация ввела некоторые новшества в правила оказания помощи сиротам умерших солдат. Земельное пожалование, входившее в оплату труда служилого человека, могло быть изъято у семьи умершего лишь в случае невозможности данными лицами (женами, детьми) его обрабатывать или сдавать в аренду с уплатой соответствующих налогов.


4. Процесс закрепления за одинокими женщинами служилых пожалований или других видов оплаты шел параллельно с определением физических лиц, которые в случае необходимости могли оспаривать предмет отчуждения. По поводу пенсиона (вспомоществования) иски могли быть предъявлены представителями
большой и малой семейных организаций, а также коллегами умершего солдата.

Как известно, оплата в виде серебра или продовольствия поступала и распределялась централизованно на месте по отдельным «сотням» и подразделениям.

Члены данных объединений выступали как бы в качестве коллективных владельцев определенного количества серебра, выраженного в весовом эквиваленте, или ассортимента продуктов, составлявших натуральный вид оплаты.
Проблема вступления в наследование имущества умершего различными лицами (родственниками и сослуживцами) требует специального исследования, ибо каждое конкретное лицо могло претендовать на определенную часть. Дело в том, что при жизни служилый человек мог участвовать в совместном владении имуществом (например, землей). Поскольку в результате перераспределения могли пострадать интересы коллег, список лиц, способных предъявить иск, расширялся.

5. Традиционное почитание в Египте женского начала, равноправие, забота о семейном достоянии - все это способствовало тому, что женщина не чувствовала себя ущемленной в правах даже тогда, когда оставалась без опеки родителей или в случае развода. Она сама возглавляла свою малую семейную организацию, выполняла все необходимые обязанности. Одинокие женщины наравне с мужчинами несли бремя ответственности перед обществом и своими наследниками.




 

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  

Родственные ссылки
» Другие статьи раздела Гендерные вопросы в Древнем Египте
» Эта статья от пользователя admin

5 cамых читаемых статей из раздела Гендерные вопросы в Древнем Египте:
» ПОЛОЖЕНИЕ НЕЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

5 последних статей раздела Гендерные вопросы в Древнем Египте:
» ПОЛОЖЕНИЕ НЕЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

¤ Перевести статью в страницу для печати
¤ Послать эту cтатью другу


MenshovArticle 0.6.2 модуль создан по заказу сайта Арт Стекло

ПОИСК ПО САЙТУ

Новые публикации
 · ВАВИЛОНСКИЕ ЛЕКАРИ 1 ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО н.э ( 24.5.18)
 · Зачатки искусства в Египте.Тинисское искусство. ( 21.5.18)
 · Саркофаги ⅩⅤⅠⅠ - ⅩⅩⅡ династий. ( 3.2.18)
 · Металлургия в Древнем Египте. Часть 2 ( 28.1.18)
 · ПОЛОЖЕНИЕ НЕЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ ( 8.1.18)
 · Культ кошек в Древнем Египте ( 6.2.17)
 · Храмовое строительство в эпоху ранней Республики в Древнем Риме. ( 15.5.16)
 · Особенности медицины и стоматологии в Древнем Египте. ( 25.4.16)
 · КОРОНАЦИИ ХАТШЕПСУТ И ТУТМОСА ТРЕТЬЕГО. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИФА ( 4.10.15)
 · ГРЕЧЕСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ИМПОРТ VI в. ДО н.э. В ГИЗЕ ( 29.8.15)
 · Металлургия в Древнем Египте. Часть 1 ( 21.8.15)
 · ТРАКТИРЫ (ТАВЕРНЫ) В ДРЕВНЕМ МИРЕ. Часть 2 ( 18.8.15)
 · СОБСТВЕННОСТЬ И ДОЛЖНОСТНОЕ ВЛАДЕНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. Часть 2 ( 14.8.15)
 · ТРАКТИРЫ (ТАВЕРНЫ) В ДРЕВНЕМ МИРЕ. Часть 1 ( 13.8.15)
 · СОБСТВЕННОСТЬ И ДОЛЖНОСТНОЕ ВЛАДЕНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. Часть 1 ( 10.8.15)