НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ

Новые статьи раздела "Интересное"
 · Египетские саркофаги от Раннего до конца Среднего царства
 · ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАПИРУСЫ - КНИГИ ТОГО СВЕТА

Статистика



Отношение к животным в Древнем Египте
Отношение к животным в Древнем Египте (1)
Архитектура и строительство
Архитектура и строительство (1)
Армия в Древнем Египте
Армия в Древнем Египте (0)
Дети, педагогика и воспитание
Дети, педагогика и воспитание (0)
Династии фараонов Древнего Египта
Династии фараонов Древнего Египта (0)
Этнический состав и разделение
Этнический состав и разделение (0)
Гендерные вопросы в Древнем Египте
Гендерные вопросы в Древнем Египте (1)
Художественное искусство и цвет
Художественное искусство и цвет (0)
Спорт, игры и развлечения
Спорт, игры и развлечения (0)
Техника, технологии и изобретения
Техника, технологии и изобретения (2)
Ювелирное искусство Древнего Египта
Ювелирное искусство Древнего Египта (0)
Кухня и кулинария Древнего Египта
Кухня и кулинария Древнего Египта (0)
Культура, литература и эпос
Культура, литература и эпос (0)
Медицина в Древнем Египте
Медицина в Древнем Египте (1)
Музыка и танцы в Древнем Египте
Музыка и танцы в Древнем Египте (0)
Наука и образование в Древнем Египте
Наука и образование в Древнем Египте (0)
Письменность и язык Древнего Египта
Письменность и язык Древнего Египта (0)
Политика в Древнем Египте
Политика в Древнем Египте (0)
Праздники и торжества в Древнем Египте
Праздники и торжества в Древнем Египте (1)
Психология и верования Древних египтян
Психология и верования Древних египтян (0)
Путешествия и судоходство
Путешествия и судоходство (1)
Религия и культы Древнего Египта
Религия и культы Древнего Египта (0)
Одежда, обувь,предметы обихода и ремёсла
Одежда, обувь,предметы обихода и ремёсла (0)
Сельское хозяйство Древнего Египта
Сельское хозяйство Древнего Египта (0)
Семейные и социальные отношения
Семейные и социальные отношения (0)
Смерть и похороны
Смерть и похороны (1)
Общественное устройство и суды
Общественное устройство и суды (2)
Торговля, обмен и сфера услуг
Торговля, обмен и сфера услуг (2)
Транспорт и коммуникации
Транспорт и коммуникации (0)


Всего статей в разделе: 13

  

3.2.18 20:34 | Саркофаги ⅩⅤⅠⅠ - ⅩⅩⅡ династий.
Раздел: Смерть и похороны | Автор: admin | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 24
Во Втором Переходном периоде при ⅩⅤⅠⅠ династии (1645 по 1550 годы до нашей эры) получает развитие новый тип антропоидного саркофага: так называемые гробы «риши» от арабского слова «риша», что в переводе означает «перо». Отличительной особенностью оформления таких гробов, характерных преимущественно для Фиванского Некрополя и изготавливаливавшихся из цельного ствола дерева путём выдалбливания в нём углубления, является покрытие почти всей наружной поверхности детальным изображением оперённых крыльев. В начале Нового царства (1550 - 1070 годы до нашей эры) в Фивах использовались как классические прямоугольные, так и антропоидные гробы «риши».

Ко времени правления Тутмоса Ⅲ (с 1470 по 1425 годы до нашей эры) формы гробов частных лиц претерпела существенные изменения. Как прямоугольные ящики, так и «риши» выходят из употребления, и на смену приходит антропоидные мумиобразные гробы, изготавливающиеся из отдельных досок. Их внешняя поверхность была разделена пересекающимися под прямым углом вертикальными и горизонтальными надписями, образующими между собой большие пустые секции. Характерные черты таких саркофагов – это парик и ожерелье с растительным орнаментом, под которым первоначально находилось изображение коршуницы, а затем богини Нут в виде сидящей женщины с раскрытыми руками-крыльями. Пустые секции со временем стали заполняться фигурами божеств. Боковые части саркофага были оформлены заупокойными сценами, сценами принесения жертв или фигурами сыновей Хора, Анубиса и Тота, Исида и Нефтида изображались в ногах или в головах оплакивающими покойного и защищающими его распростертыми крыльями. Несколько видоизменилась цветовая гамма оформления: при первых тутмосидах в оформлении преобладают полихромные изображение на белом фоне, а позднее используется черный фон с надписями и  изображениями, выполненными золотом или желтой краской. В начале ⅩⅤⅠⅠ династии на некоторых царских саркофагах появляются скрещенные на груди руки, держащие амулеты и царские регалии. В середине той же династии, скрещенные на груди руки с амулетами «джед» и «тит» переходят и на частные гробы. За исключением нескольких саркофагов царей и ближайших родственников изображений и текстов на внутренних поверхностях саркофагов ни у кого из усопших нет.

В короткую, но очень своеобразную амарнскую эпоху с саркофагов исчезают традиционные по содержанию тексты и изображения богов. Их место занимают сцены поклонения и приношение жертв покойному и как живому человеку, и как умершему, представленному в виде мумии. Сразу после завершения амарнского времени на саркофаги возвращается большинство старых элементов, но есть и нововведения. Так при Рамзесе Втором (время его правления от 1279 по 1213 годы до нашей эры) полностью выходят из употребления гробы с чёрным фоном, а надписи и изображения выполняются разноцветными красками на жёлтом фоне. Кроме того, стандартным элементом становятся руки, сложенные на груди. В типичных погребениях состоятельных людей используются два антропоидных гроба, а маски начинает заменять мумийная доска, клавшаяся непосредственно на запелёнутое тело. Хотя наиболее распространенным в эту эпоху являются деревянные гробы, нередкими уже становятся и случаи изготовления каменных саркофагов для знатных заказчиков.

На протяжении ⅩⅩⅠ династии (с 1070 по 946 годы до нашей эры) основные изменения касаются оформления внешних поверхностей - на них не остается пустого места. Они становятся полностью покрыты изображениями богов, магическими символами и орнаментами. В цветовой гамме преобладают красный, зелёный и синий цвета на желтом фоне. Сцены на крышках, в основном, представляют собой символы  воскрешения, такие как скарабей, крылатый Солнечный диск, фигура богини Нут, изображение самого покойного, приносящего жертвы разным божествам. По бокам гроба помещались сцены из «Книги мертвых», встречающиеся также на папирусах и в настенных росписях гробницы - это взвешивание сердца на весах, богиня Хатхор в виде коровы, выходящая из западныхгор Фиванского Некрополя, покойный, получающий еду от богини Нут, представленной в виде дерева.Внутренние поверхности часто заполнены рядами различных божеств. Некоторые из них представляют собой различные ипостаси Солнечного бога во время его дневного и ночного путешествий

Большинство нововведений, по-видимому, появились в Фивах, которые при ⅩⅩⅠ династии были фактически независимы от царей, сидевших на севере в Дельте Нила. А управлялись Фивы верховными жрецами храма Амона. Одним из главных объяснений высокой степени концентрации религиозных и заупокойных мотивов на саркофагах этого времени, следует считать резкое сокращение хорошо оформленных гробниц, на стенках которых подобные сюжеты присутствовали раньше.

При ⅩⅩⅡ династии (с 946 по 730 годы до нашей эры) бытовавшие до этого гробы быстро вытесняются радикально упрощёнными типами, по-видимому, северного происхождения. В некоторых случаях на внешних гробах всё убранство сводилось к лицу, парику, ожерелью, одному столбцу надписи и фигуре богини Нут. Одним из самых значительных новшеств является появление картонажа, выполненного из проклеенной и покрытой левкасом ткани раскрашенного чехла, внутри которого теперь помещалась тело умершего человека. Такие, охватывавшие тело и зашнуровывающиеся вдоль спины картонажи пришли на смену бытовавшим ранее мумийным доскам. Деревянные внутренние саркофаги полностью не исчезли, но их использование становится крайне редким. И картонажи, и деревянные внутренние гробы, помещались в один или два внешних антропоидных гроба. Практически все поверхности картонажей, в отличие от средних и внешних гробов, была раскрашена - на белом, жёлтом или синем фоне размещались солнечные или осирические символы. Причём ключевыми среди них становятся изображение самого Осириса, столб-Джед (чаще всего на спине), фетиш Абидоса, бык Осирис-Апис, фигуры сыновей Хора, богиня Исида и Нефтида, Солнечный диск на голове и/или груди. Хепри, бараноголовое солнечное крылатое божество, Солнечная барка Ра, крылатая богиня Нут с солнцем на голове. Благодаря таким изображениям удавалось достичь особого акцента на отождествление погребенного с Осирисом и его омоложении, вместе с богом Ра во время ночного путешествия последнего по загробному миру.


  Читать далее » | Комментарии?

28.1.18 16:24 | Металлургия в Древнем Египте. Часть 2
Раздел: Техника, технологии и изобретения | Автор: admin | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 29
Плавка, литьё и производство заготовок различного сортамента из металла.

После того, как произведённый сырой металл доставлялся к кладовым храмов или дворцов, его взвешивали и тщательно регистрировали храмовые служители или специальные учётчики в администрации дворца.
И так же перед тем, как отправить металл из кладовой для обработки мастерами, его взвешивали и учитывали, но уже другие люди. Это всё делалось для того, чтобы предотвратить хищения или растрату такого дорогого материала, как металл.

В египетских гробницах очень много настенных росписей со сценами, в которых чиновник склада взвешивает металл на весах, в то время как писцы делают отметки о результатах взвешивания.
Навершие весов в таких сценах всегда увенчаны изображением головы богини Маат, а у чиновника в руках обязательно присутствует страусиное перо, как знак власти учётчика остатков.
Маат дочь бога солнца Ра, была символом истины и справедливости. Она обеспечивала правильный и точный результат взвешивания.

Фрески, рельефные или иероглифические надписи частных гробниц не всегда указывали вид металла, с которым работают изображённые кузнецы или металлисты. Тем не менее, по виду или форме изображённых заготовок, специалисты уже могут определить, с каким видом металла работают изображённые мастера.
Так как методы плавки, литья и производства заготовок, которые являются важными основными требованиями для дальнейшей точной обработки, отличаются и сравнимы для различных металлов.

Плавка металла.

Первая операция, которую должен был сделать храмовый или дворцовый мастер металлообработки, заключалась в том, чтобы расплавить неочищенный металл. Египетские источники иллюстрируют нам как плавили медь, золото, серебро, олову или бронзу. Во время Древнего и Среднего царства в основном плавили медь для изготовления сосудов и инструментов ежедневного использования. С середины Среднего царства и более поздних периодов для изготовления изделий повседневного использования уже выплавляли так же олово, свинцовые и оловянистые бронзы. Серебро и золото на протяжении всей истории Древнего Египта всегда служило для изготовления предметов храмовых культов, погребальных ритуалов, а так же для изготовления повседневных вещей в царских дворцах.

Металл приходилось расплавлять, легировать или делать сплавы, так как большие слитки чистого металла, которые практиковались при торговле, должны были быть утончены, легированы или уменьшены для обработки в дальнейшем кузнецами или металлистами. Изображения такой плавки имеются в больших количествах почти в каждой настенной живописи гробниц всех периодов Древнего Египта, поэтому различия металлообработки и развитие отрасли легко отследить, изучая сцены и надписи, от периода Древнего царства и до эпохи правления династии Птолемеев.


Металл выплавляли в одном или нескольких тиглях, в зависимости от требуемого количества.
В гробнице номарха (канцлера, визиря) Mereruka шестой династии, найдено изображение, на котором показано, как плавят металл шесть металлургов, сидящие у плавильной печи с двумя рядами тиглей, которые поставлены вплотную боками друг к другу.А в гробнице номарха Pepiankh (Ⅵ династии) в местечке Мейр найдено изображение тоже нескольких металлургов, но вокруг одного тигля, который прислонён к невысокой стенке из сырцового кирпича.



В плавильных печах и очагах использовали древесный уголь, который широко добывали в восточной пустыне и на Синае. Температуры около 1000 градусов по шкале Цельсия и даже немного большей можно было достичь, если угли продувались необходимыми для этого инструментами. В прежние времена для этого использовали своеобразные опахала из больших листьев, благодаря которым создавалась определённая тяга в печах. Но уже в Древнем и Среднем царствах, металлурги использовали специальные трубки для нагнетания воздуха непосредственно к самим раскалённым углям. Эти трубки были изготовлены из тростника, обмазанного со всех сторон глиной и с глиняным обожжённым ранее наконечником. Наконечник подводили прямо под угли и раздували их, нагнетая высокую температуру.



Существуют свидетельства того, что металлурги Древнего Египта использовали и меха для нагнетания воздуха к плавильным печам. Это упоминается в текстах настенных росписей гробниц. Там сказано, что меха делали из кожи коз или газелей, но ни на одном из найденных пока изображений Древнего царства не найдено изображений самих мехов или сильфонов от них.

В более поздних династиях встречаются изображения и плоских мехов и мехов с сильфонной гофрированной частью из мехов коз и даже цилиндрические механизмы подачи воздуха, которые по эффективности гораздо производительнее, чем плоские или сильфонные меха.

Самые ранние из дошедших до нас изображений плоских сильфонов в  сценах плавки найдены на рельефе внутри гробницы в Фивах священника Puyemre , который был вторым оракулом бога Амон Ра во времена Восемнадцатой Династии.



В этой сцене изображён металлург, с паяльной трубкой в правой руке, который контролирует процесс плавки и подготавливает расплавленный металл для литья в тигель, в то время, как его помощник осуществляет с помощью примитивных плоских мехов поддержание температуры. Позже стали делать уже более продвинутый вариант мехов, где верхняя и нижняя пластины мехов изготавливались из керамики, дерева или камня. А сильфон между ними делали из кожи. Тростниковый наконечник, обмазанный глиной, присоединяли к выходной части мехов, а глиняный наконечник в виде сужающегося сопла помещали непосредственно в огонь.



Принцип действия таких мехов был очень прост – когда верхнюю пластину поднимали  вверх за верёвку, то воздух заполнял пространство между верхней и нижней пластиной в сильфоне. Когда тяжёлую верхнюю пластину отпускали – воздух через тростниковую трубку из сильфона подавался к огню. Такие меха были необходимы для выплавки большого количества требуемого металла и для литья крупных металлических предметов. Такая древнеегипетская металлургическая мастерская присутствует в настенной росписи гробницы визиря (канцлера) Rekhmire в Фивах. Мы видим, что литейное производство состоит из горнов, к каждому из которых подведено по четверо мехов для расплавления большого количества металла ( по видимому бронзы) для отливок изделий отделки двери в Великий Храм Амона в Карнаке.



Несмотря на то, что в гробницах чиновников есть много изображений плавилен и участков металлообработки, до весны 1985 не было найдено остатков таких мастерских. И только весной 1985 профессором Райнером Штайдельманом  (Dr Rainer Stadelmann) из немецкого института археологии, на раскопках в Каире было обнаружено древнеегипетское литейное производство для погребального храма фараона Сети Ⅰ в Фиванском некрополе. Датировка этого литейного участка, судя по всему, относится ко времени строительства храма для этого египетского правителя. Но на месте раскопок  ещё были найдены более древние предметы из керамики эпохи Птолемеев, когда сам погребальный храм этого фараона уже давным-давно утратил свою функцию поддержания культа усопшего фараона. Из чего можно сделать косвенный вывод, что после нескольких веков эту литейную мастерскую перепрофилировали из металлургического производства в керамическую мастерскую.

Были найдены четыре глинобитные постройки, в каждой из которых были выложены кирпичные очаги для тиглей. Самый маленький очаг был 1,4 метра в длину, а самые большие 7 метров длины. Маленькие очаги предназначались для одного массивного тигля, а длинные очаги были приспособлены размещать до 5 тиглей размером поменьше.

Скорее всего, это была крупная мастерская, возможности которой по выпуску металла и отливаемых изделий были огромны по тем временам. Для процесса плавления в зазор между нижним параллельными кирпичными строениями был заполнен углем. Анализ кусочков древесного угля, найденных внутри очагов, выявил, что уголь изготавливали из пережженных стволов акации. В долине Нила, большие заросли леса из акации были общедоступны для вырубки на нужды производства судостроения и металлургии, строительного материала для домостроительства, изготовления внутренних гробов, колесниц и дверей.
Анализ показал, что на протяжении разного времени использовались три различных вида акации: Acacia nilotica (Нильская акация), Acacia raddiana и Acacia seyal.
Данная конструкция найденных длинных воздуховодов из кирпича, обеспечивала необходимую тягу для нагнетания температуры под тиглями. Так же на месте раскопок были найдены в большом количестве черепки от разбитых керамических тиглей и сопел, а так же пластины мехов из различных материалов.



  Читать далее » | Комментарии?

8.1.18 00:39 | ПОЛОЖЕНИЕ НЕЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
Раздел: Гендерные вопросы в Древнем Египте | Автор: admin | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 71

На примере арамеоязычного населения юга Египта. Под «арамеоязычным населением» мы подразумеваем представителей различных этнических групп, которые в повседневной жизни пользовались арамейским языком. По распоряжению саисских, а затем и ахеменидских правителей отдельные представители этой части населения для выполнения возложенных на них обязанностей направлялись в различные районы Египта. На местах им выделялось жилье и выплачивалось жалованье. Обычно служилые люди прибывали к месту службы вместе с членами своих семей (женами, детьми, престарелыми родителями).

 

В арамейских юридических документах среди них часто упоминаются арамеи и иудеи. Совместное проживание, выполнение общих профессиональных обязанностей, смешанные браки - все это способствовало формированию общих мировоззренческих представлений и общественных институтов. В зарубежной историографии эта группа населения, имевшая сходные этнокультурные корни и исторические судьбы, рассматривается как «jewih-aramean communities».

 

Положение незамужней женщины рассматриваемой этнической группы в позднем Египте до сих пор не являлось предметом специального рассмотрения.

 

Вместе с тем, к настоящему времени издано большое количество документов на позднеиератическом, демотическом, арамейском языках, которые составляли основу семейных архивов. Хронологически они датируются эпохой позднего Египта (664-332 гг. до н.э.). В центре внимания исследователей постоянно находится анализ сходных по языку семейных архивов и переиздание ранее опубликованных и заново прочитанных текстов.

 

Тексты семейных архивов характеризуют положение женщин в период их нахождения под опекой родителей, в замужестве, вдовстве и после оформления развода. Как видно из крупных семейных архивов арамео-язычного населения юга Египта, женщины в силу обстоятельств могли доминировать в своей семейной организации. Сведения, почерпнутые из архива Мибтахийи, дочери солдата южно-египетского гарнизона (471-410 гг. до н.э.) и архива Ананийя, служителя бога Йахо (Йахве) в военной крепости на острове Элефантина (451-402 гг. до н.э.), Сопоставленные с другими аналогичными арамейскими документами юга Египта, они позволяют проследить материальное положение и правовой статус женщин.



Различные источники зафиксировали присутствие на юге Египта большой группы арамеоязычного населения к в. до н.э.  Их появление исследователи связывают с изменением политической ситуации в самом
Египте, когда новым правителям необходимы были преданные им, а не местной знати служилые люди.


Судя по данным патронимии, в
V в. до н.э. на юге Египта проживало уже третье или четвертое поколение этих переселенцев, чьи предки являлись выходцами из различных областей Восточного Средиземноморья и Верхней Месопотамии. Местная администрация сама решала, где эта категория служилых людей вместе с членами их семей должна компактно проживать.

В эпоху Нового царства, судя по письменным источникам и изображениям в храмах и частных погребениях, чужеземец по своему правовому статусу ассоциировался с зависимым лицом. Большие группы населения, часто одного и того же этноса, принудительно привлекались к работам на пустующих землях, которые , в соответствующих земельных кадастрах, числились за государством.


В Ⅴ в. до н.э. В бытовом отношении эти потомки пришлого населения уже мало, чем отличались от коренного населения. На протяжении правления саисских фараонов соответствующие службы контролировали деятельность профессиональных солдат, искусных ремесленников и строителей, мореплавателей из числа переселенцев. Существовавшая правовая база в виде законов и постановлений правителей Египта позволяла

чужеземцу сохранять статус свободного человека, придерживаться привычек и обычаев своей далекой родины.

При Ахеменидах на юге Египта жили потомки так называемого «иудейского войска». Они выполняли функции солдат и работников хозяйственных ведомств в округе Тшетрес (юг Фиваиды).

Еще саисские правители позволили им построить в военной крепости храм в честь иудейского божества Йахо. Поклонники Йахо к концу
V в. до н.э. сформировали конфессиональную иудейскую группу/общину с элементами самоуправления. Выборные руководители в основной своей массе являлись потомками иерусалимских знатных жреческих семей. Эта община в Египте не была признана ахеменидской администрацией, ибо не имела местных корней, поэтому в официальной переписке ее члены ссылались на принадлежность к  «войску/гарнизону», т.е. к воинскому сословию, пользующемуся в Египте рядом льгот.

В отличие от египетских военных, неегиптяне в позднем Египте не получали служебных земельных наделов в размере 12 арур (1 египетская apypa была равна 100 земельным локтям, что примерно равняелось 2735 метрам квадратным ) в пожизненное пользование с правом передачи их своим детям, а лишь натуральную
и денежную оплату и жилье. Мужчины несли воинскую службу в составе одного из реформированных при Ахеменидах египетских воинских подразделений (dglyn/dg\n). Солдаты южноегипетского гарнизона проживали и несли службу в Асуане, где находилась ставка командира гарнизона, гражданские органы власти и суд.


Город Асуан (Сиена) и остров Элефантина в рассматриваемое время входили в «
mdynt Tštrs», которая на севере граничила с «mdynt N'».  Административное деление Египта не совсем совпадало с военным. Военное руководство южноегипетских гарнизонных частей располагалось в Эдфу.

В начале
IV в. до н.э. делегация «иудейского войска» (мужчины и женщины) была направлена в Фивы, чтобы получить разрешение на восстановление в элефантинской крепости храма Иахо. Ясно, что на протяжении всего времени господства в Египте персов происходили изменения в административно-хозяйственной структуре египетской сатрапии.

Из египетских источников (например,
dem. р. Ryl. 9) известно, что южная часть Египта обозначалась термином Р3 t3-rsj (ср. акк. Раturisi; древнеевр. Раts). В настоящее время не представляется возможным определить, в какое время произошла административно-территориальная реформа, в результате которой эта область была разделена на«mdynt Tštrs» и«mdynt N'». В повседневном же обиходе существовало деление на Верхний и Нижний Египет ('Iyt'  и 'wthуt'), а совсем южная часть обозначалась как «земля Патрос».


На острове Элефантина в военной крепости, где хранились запасы продовольствия, многими жилыми постройками и небольшими участками земли владели ветераны и женщины, чьих отцов и мужей уже не было в живых. Рядом с ними аналогичными постройками владели египтяне, которые были заняты в хозяйственных ведомствах или работали в храмовом комплексе египетского бога Хнума. Ранее значительные площади земли о-ва Элефантины принадлежали египетскому храму Хнума (культовые постройки, хранилища, жилые дома обслуживающего персонала). В саисскую эпоху храмовое хозяйство Хнума пришло в упадок. Создавая укрепленную крепость, саисские правители передавали участки земли на островеве Элефантина в распоряжение прибывавших на юг солдат из числа переселенцев. Аналогичную политику продолжили и Ахемениды.

Процесс перехода этих земель к новым владельцам (солдатам) не всегда сопровождался составлением соответствующих письменных документов. Поэтому арамейские документы фиксируют права владения этими участками отдельными семьями часто лишь при оформлении вторичных сделок с недвижимостью. В этих сделках стали принимать участие и члены семей иранцев, по долгу службы оказавшиеся в этом отдаленном районе Ахеменидской империи.

Дочь или сестра солдата могла выйти замуж за представителя другой профессиональной или конфессиональной группы, но со временем кто-то из наследников (сын или внук) поступал на воинскую службу. Женщины, чтившие божественный пантеон во главе с Йахо, имели по крайней мере моральное право причислять себя к «иудейскому войску». В случае смерти владельца дома одинокие женщины могли надеяться на помощь своей семейной организации, общины и местной администрации. Члены «иудейского войска» объединялись в «сотни» и воинские формирования («dgln/dglyn»).

В ахеменидскую эпоху оплата в виде продовольственных пайков членам «сотен» сохранилась. Чаще всего в них входило только гражданское население.

Члены воинских формирований оплату получали не только продуктами питания, но и серебром.

Получая в полном объеме оплату, домовладыка (солдат или работник хозяйственного ведомства) мог прокормить семью из четырех человек. Сложнее складывалась ситуация в случае его смерти. Лишь только проанализировав некоторые из арамейских документов, в которых на конкретных примерах разбирается ситуация с оказанием помощи, можно говорить об истинном положении, в котором оказывались одинокие женщины, потерявшие своих кормильцев. Как правило, члены семей солдат не располагали необходимыми материальными средствами, а наследуемое имущество было небольшим.


Сохранился один арамейский юридический документ, датируемый концом V в. до н.э. Он позволяет хотя бы в общих чертах представить ситуацию с материальным положением одиноких женщин и тем, как складывались
отношения между наследниками. Это документ об отказе, который написала Миптахийя, дочь Гамарийи для Исивери, своей сестре.


Контрагентами в рассматриваемом документе выступают две женщины, Миптахийя (M
ptḫyh) и Исивери (iswry), которые возглавляли свои малые семейные организации. Из самого содержания можно сделать вывод, что у
них не было мужей и детей. Обе они являлись дочерьми умершего солдата местного гарнизона Гамарийи (Gmryh) и его наследницами. О матери этих женщин сведений мы не имеем. Эти две женщины жили в элефантинском поселении, где и был составлен рассматриваемый документ.


Существование в позднем Египте специального документа (spr mrḥq), регламентирующего практику временного отторжения собственности, каких-либо видов вознаграждения или льгот в пределах одной семейной организации, свидетельствует о развитости правовых институтов. Сохранив за собой после смерти отца право на часть жалованья (ptp'), старшая сестра временно это право переуступила своей младшей сестре. Юридическое оформление подобного общесемейного соглашения произошло уже после того, как в этой договоренности отпала необходимость. Можно предположить, что эти женщины продолжали жить в доме отца, но вели свои дела самостоятельно.

Обе эти женщины принадлежали к большесемейной организации потомков иудейских наемников, представители которой более ста лет жили и работали в Египте. Анализ арамейских документов V - начала IV в. до н.э. свидетельствует о том, что таких семей на юге Египта было немного. Письменные источники подтверждают присутствие в этом районе представителей четырех возрастных групп арамеоязычного населения. Деятельность первой охватывает 500-475 гг. до н.э., второй - 475-450 гг. до н.э., третьей - 450-425 гг. до н.э., четвертой - 425-400 гг. до н.э.

В состав «иудейского войска» входило около 140 глав малых семейных организаций, почитавших Йахо и других божеств, составлявших соответствующие пантеоны. Малая семья могла насчитывать от одного до четырех человек. Типичная малая семья жителя элефантинской крепости состояла из домовладыки, его жены и двоих детей обоего пола. Такая семья входила в большесемейную структуру, насчитывавшую до 16 человек различного возраста и пола.

Мы располагаем сведениями, которые позволяют восстановить генеалогию нескольких арамеоязычных семей юга Египта, имеющую непосредственное отношение к Миптахийи и ее сестре Исивери.

Миптахийя (
Mpḥyh). В арамейских текстах юга Египта встречаются следующие написания этого имени: Mbṭḥ, Mbṭḥyh, Mpṭḥ-, Мр
уh-, Mpṭḥyh -, Mṭḥyh-, Mpyh. В основе их - теофорный элемент -yh и причастная форма от глагола btḥ-«уповать, надеяться, полагаться».

Больше всего сведений мы имеем о женщине Мибтахийе/Миптахийе. Жизнь и быт этой женщины и двух ее сыновей (Йедонийи и Махсейи) нашли отражение в юридических документах, датируемых 471-420 гг. до н.э. Дважды она вступала в брак с мужчинами, носившими египетские имена в арамейской передаче: арам. 'shwr (егип. Ns-Ḥr(-w), 'Is-Ḥr(-w) и арам. Ру' (егип. Рзtз, Рi-з).

Как мы и предположили, в силу отдаленного родства и тенденции к сохранению в семейных организациях памяти о предках в двух семейных организациях (Махсейи и Гамарийи) женщины носили имяMpṭḥyh/Mbṭḥyh. Ко времени написания документа Мибтахийя, дочь Махсейи, уже умерла. Ее дальная родственница решала свои имущественные дела с сестрой Исивери.

В документе так же упоминается Ḥgy, сынMpṭḥyh, глава малой семейной организации.

Не только в демотических, но и в арамейских документах у египтян или детей от смешанных браков часто упоминается не только имя отца, но и матери. Не вызывает сомнение тот факт, что женщина-иудейка, возглавляя свою малую семью и входя в совет общины Йахо, имела все основания считать себя частью «иудейского войска».
Это право она передавала по наследству своим детям вне зависимости от их пола и конфессиональной принадлежности их отца. По прошествию определенного времени два сына Мибтахийи сменили египетские
имена на иудейские. Поэтому не исключено, что Ḥgy также был рожден в смешанном браке и на нужды (приобретение необходимого имущества для его убранства) храма иудейского Иахо он передал определенную сумму денег.


Исивери ('
swry). Как считают исследователи , арам. 'swry соответствует егип. Зst-wrtИсида Великая/Владычица»). Другой арамейский аналог древнеегипетского 3s.t-wr.t, 'Is.t-wf.t, iS.t-tЗ-ntr.t  встречается в арамейских текстах из района Северного Саккара.

В конце Ⅵ - начале
V в. до н.э. В районе Фив (В Луксоре) существовала небольшая колония арамеоязычного населения, члены которой были связаны семейными узами с аналогичным этносом в районе Асуана (Сиены).

По мнению ученых, в серединеⅥ в. до н.э. в Дельте, Мемфисе, Фивах и в ряде других районов Египта проживали компактные группы населения, первоначальным местожительством которых являлся район Харрана (Верхняя Месопотамия). Материалы ономастики свидетельствуют о присутствии среди жителей юга Египта почитателей вавилонских богов и обычаев. Больше всего источники засвидетельствовали поклонников
вавилонского бога Луны Сина, в ассирийских источниках представленного в образе рогатого быка.


В правление вавилонского царя Набонида (556-539 гг. до н.э.) В районе Харрана процветал культ Сина, который нашел почитателей среди ранее плененных в Восточном Средиземноморье и переселенных в Верхнюю Месопотамию больших этнических групп. В отличие от более позднего, иудейского контингента, «сирийцы» (арамеи) довольно быстро приспособились к египетским условиям, переняв местные обычаи и верования.

Доказательством этого служит анализ материала арамейской ономастики из Большого (Западного) Гермополя, надписи на саркофагах.

Культ Исиды (егип. 3stI 'ls.t, арам. 'swry) пользовался у них большим уважением. Начиная с эпохи позднего Египта, на территории от Абидоса до границ Куша этот культ получил широкое распространение среди различных групп населения.

Сохранилось несколько писем, написанных арамеями своим родственникам на юг Египта. В этой большой семейной организации, как видно, почитали не только ближневосточный религиозный пантеон (Набу, Банит/Иштар), но и египетского Пта(х).

Обращаясь с соответствующим посланием к своей сестре один из авторов пишет: «Да благословит Пта тебя. Который показывает мне твое лицо в благополучии»

Аналогичное приветствие содержится и в послании жителя Сиены, считавшего, что мир и благополучие
зависят от Хнума, владыки Элефантины. - «Да благословят тебя Йахо и Хну[м]», - читаем мы в одном остраконе.


Эти два послания объединяет то, что, продолжая почитать родных богов, потомки саисских переселенцев прекрасно сознавали зависимость их благополучия от местного божественного владыки. В Мемфисе таковым являлся Пта, на юге - Хнум. В обществе, в котором принцип многобожия являлся доминирующим, подобное отношение к господствующим на данной территории богам, не шло в противоречие с их мировоззрениями.

В ахеменидскую эпоху потомки семейной организации 'm
y продолжали жить на юге Египта. Поэтому не исключено, что Гамарийя взял в жены не египтянку, а представительницу этого арамеоязычного этноса. По настоянию жены дочка была названа именем представительницы ее кровной семьи. Из-за отсутствия необходимой информации трудно сказать оказывала ли жена Гамарийи соответствующие почести египетской богине Исиде, покровительницы этой арамеоязычной организации.

Родственная связь Миптахийи и Исивери в рассматриваемом ументе прослеживается через общий патроним (Gmryh), существительное 'ḥth («ее сестра»)

В нашем распоряжении нет сведений, которые указывали бы на то, что женщины из семей «иудейского войска» выполняли в военной крепости какую-то работу, входившую в компетенцию гарнизонного военного, и можно заключить, что в данном случае право на получение солдатского довольствия, а вернее части его, перешло к старшей дочери.

В начале
V в. до н.э. пенсионом (вспомоществованием) в виде mnt' надеялись женщины, оставшиеся без кормильцев. Иначе складывалась ситуация с солдатской оплатой, так как необходимо было для ее получения выполнять какую-либо работу, связанную с вхождением в состав гарнизонного войска. Как было видно на примере рассматриваемого документа, членство в военном подразделении, статус которого вырабатывался не египетскими чиновниками, а ахеменидской администрацией, носило персонифицированный характер. Требовалось составление специального документа, согласно которому часть оплаты могла передаваться близким родственникам умершего солдата.

Итак

1. В связи с существовавшим в
V в. до н.э. положением свободная женщина, (дочь/жена солдата местного гарнизона) и после смерти домовладыки продолжала сохранять свой правовой статус. Мы не располагаем сведениями, что слой зависимого населения в эпоху позднего Египта пополнялся за счет выходцев из этой категории населения. В период Нового царства чужеземцы в Египте чаще всего рассматривались как объекты права и составляли значительную часть зависимого и полузависимого населения.

2. На протяжении всего
V в. до н.э. на юге Египта вырабатывались правила, согласно которым одинокая женщина из числа «иудейского войска» получала поддержку из различных источников (семейной организации, официальных органов местной администрации). Это позволяло незамужней женщине вести самостоятельно свои дела и возглавлять свою малую семейную организацию. Естественно, это сопровождалось и ее участием в делах данной общины.

3. Приводимые нами выше материалы позволяют в общих чертах проследить механизм помощи этой категории населения на протяжении длительного времени.

К началу V в. до н.э. в рассматриваемой среде действовало положение, согласно которому все члены «иудейского войска» и аналогичных арамеоязычных групп объединялись в профессиональные «сотни». Если женщина не выполняла определенных профессиональных обязанностей в хозяйственном ведомстве, она лишалась привычного для нее жалованья отца или мужа в виде продуктов питания и серебра. Вне зависимости от того, шла ли речь об одной или двух женщинах, сироты могли хлопотать о выделении им своеобразного пенсиона (вспомоществования) в виде части натурального (ptp') и денежного довольствия (prs) отца или мужа.
Изменения в семейном положении, естественно, приводили к утрате права на получение такого пособия. В ряде случаев одинокие женщины могли надеяться на вспомоществование (пособие), обозначаемого термином
(mnt). Со временем, ахеменидская администрация ввела некоторые новшества в правила оказания помощи сиротам умерших солдат. Земельное пожалование, входившее в оплату труда служилого человека, могло быть изъято у семьи умершего лишь в случае невозможности данными лицами (женами, детьми) его обрабатывать или сдавать в аренду с уплатой соответствующих налогов.


4. Процесс закрепления за одинокими женщинами служилых пожалований или других видов оплаты шел параллельно с определением физических лиц, которые в случае необходимости могли оспаривать предмет отчуждения. По поводу пенсиона (вспомоществования) иски могли быть предъявлены представителями
большой и малой семейных организаций, а также коллегами умершего солдата.

Как известно, оплата в виде серебра или продовольствия поступала и распределялась централизованно на месте по отдельным «сотням» и подразделениям.

Члены данных объединений выступали как бы в качестве коллективных владельцев определенного количества серебра, выраженного в весовом эквиваленте, или ассортимента продуктов, составлявших натуральный вид оплаты.
Проблема вступления в наследование имущества умершего различными лицами (родственниками и сослуживцами) требует специального исследования, ибо каждое конкретное лицо могло претендовать на определенную часть. Дело в том, что при жизни служилый человек мог участвовать в совместном владении имуществом (например, землей). Поскольку в результате перераспределения могли пострадать интересы коллег, список лиц, способных предъявить иск, расширялся.

5. Традиционное почитание в Египте женского начала, равноправие, забота о семейном достоянии - все это способствовало тому, что женщина не чувствовала себя ущемленной в правах даже тогда, когда оставалась без опеки родителей или в случае развода. Она сама возглавляла свою малую семейную организацию, выполняла все необходимые обязанности. Одинокие женщины наравне с мужчинами несли бремя ответственности перед обществом и своими наследниками.

  Читать далее » | Комментарии?

5.2.17 23:52 | Культ кошек в Древнем Египте
Раздел: Отношение к животным в Древнем Египте | Автор: admin | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 454
Кошка была одомашнена примерно 9-10 тысяч лет назад. Произошло это в странах Передней Азии. Именно там находят самые ранние датированные фигурки кошек в ошейниках, рисунки женщин с кошками. Этот вывод подтверждает генетический анализ материала, взятого у кошек с разных регионов Земли. У всех кошек прародителями являются азиатские кошки.
Мировое сообщество, правда, было уверено, что кошку одомашнили древние египтяне. Уверенность эта была основана на культе кошки, процветавшем в Древнем Египте. Видимо, кошка в Древний Египет попала из Азии. Как это произошло, неизвестно, но египтяне оценили ее сполна.

 В те времена Египет был сельскохозяйственной страной. Все в стране зависело от урожая зерновых. А там где зерно, там и грызуны, вредители. Новый диковинный зверек ловко ловил мышей, землероек. Именно этим кошка заслужила всенародную любовь и признание египтян. Любовь эта переросла в поклонение. Культ кошки формировался в Древнем Египте достаточно долго.

 Кошка, с ее несомненными преимуществами, и имея ласковый характер, завоевала Египет. Богиня женского начала, плодородия, сексуальных игр, веселья и домашнего очага звалась Бастет. И имела на плечах кошачью голову. Ее изображали с котятами, играющими у нее в ногах. Молодые женщины носили амулеты богини, на которых было изображено столько котят, сколько детей они хотели иметь в будущем. Но у этой богини было две ипостаси. Другим ее проявлением была богиня Сехмет, которая изображалась в виде женщины с головой львицы. Сехмет покровительствовала воинам, а также защищала людей от ядовитых тварей – змей и скорпионов.

 Богиня Бастет являлась покровительницей всех кошек, а кошки считались ее проявлением на Земле. Так как кошка – довольно независимое и скрытное существо, большая часть жизни которого нам недоступна, она гуляет по ночам неизвестно где, может видеть в темноте, то богиня Бастет стала олицетворением темных тайных сил, помимо покровительства над домашним очагом. Кроме того, зрачки кошки реагируют на свет солнца, значит, они связаны с богом Ра. Ночью бог Ра отдыхает, зато на небо выходит луна. Зрачки кошки отражают и ее свет, она может видеть в темноте. Несомненно, это существо имеет связь с луной. С луной связан женский менструальный цикл, связь женщины, луны и кошки для египтян была очевидна. Кошка видит больше, чем мы, она способна видеть представителей потустороннего мира. В доме, где живет кошка, нечисть не поселится.

 Расцвет культа Бастет пришелся на Ⅷ век до нашей эры. Тогда в дельте Нила был построен город Бубастис ((др.-греч. Βουβάστις, Βουβαστός), основанный как центр поклонения Бастет. В храмах его культ кошки превозносился. Кошки жили в свое удовольствие, размножались, за ними ухаживали специально приставленные служители. Служение кошкам было почетной обязанностью, передаваемой по наследству от отца к сыну. Кошек кормили рыбой без чешуи, специально разводимой в храмах. Если человек желал получить совет богини, он срезал с головы своего наследника волосы, приходил в храм, там взвешивали эти волосы, и давали ему серебра столько же по весу. На это серебро он покупал корм священным кошкам. Только после этого проситель допускался к жрецам Бастет.

 В городе кошек кошки могли приноситься в жертву богине Бастет. Затем из них делали мумии, и эти мумии продавались, и покупались подобно иконам в наши дни. Но это была единственная почетная смерть для представительниц кошачьих. За неосторожно причиненную смерть кошки человек карался смертной казнью.
 В домах кошка была почетным членом семьи. При ее смерти вся семья носили траур, хозяин сбривал брови, хозяйка посыпала голову пеплом. И так продолжалось 40 дней, пока тело кошки мумифицировалось. Затем оно украшалось драгоценностями, помещалось в парадный саркофаг, и хоронилось на специальном кладбище с большими почестями. Кошки, жившие в храмах, хоронились с такой помпезностью, что на их похороны с граждан собирался специальный налог.

 Египтяне считали свой народ покровителем всех представителей кошачьих. И никакому другому животному не могли уступить это почетное звание. Они никогда не продавали кошек торговцам из других стран. Финикийцы, торговавшие с египтянами, выкрали у них первых представителей - так кошка попала в древнюю Европу. Египтяне посылали специальных представителей в другие страны скупать и красть кошек. Кошки способствовали поражению египтян в войне с персами. Те, зная о любви египтян к кошкам, вышли на поле боя с кошками на руках. И египтяне покинули поле боя, не в силах причинить вред своим друзьям.

 В человеческой истории кошка, пожалуй, самое интересное существо. Она переживала небывалые взлеты и падения, после культа в Древнем Египте она подвергалась гонениям в средневековой Европе. А сейчас она снова завоевывает мир людей, достаточно вспомнить фото с кисами в интернете. Нам не досаждают мыши, и, тем не менее, кошка есть практически в каждом доме. Мы любим этих зверьков от всей души просто так.
  Читать далее » | Комментарии?



MenshovArticle 0.6.2 модуль создан по заказу сайта Арт Стекло

ПОИСК ПО САЙТУ

Вход на сайт
Ник

Пароль


Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!

Новые публикации
 · Саркофаги ⅩⅤⅠⅠ - ⅩⅩⅡ династий. ( 3.2.18)
 · Металлургия в Древнем Египте. Часть 2 ( 28.1.18)
 · ПОЛОЖЕНИЕ НЕЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ ( 8.1.18)
 · Культ кошек в Древнем Египте ( 5.2.17)
 · Храмовое строительство в эпоху ранней Республики в Древнем Риме. ( 15.5.16)